Почему Фрэнсис Бэкон так любил франкоязычный мир

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Художник чувствовал себя в Монако и Париже нисколько не хуже, чем у себя на родине

Фрэнсис Бэкон в мастерской. 1960 г. Фотография Сесила Битона. Фото: Francis Bacon MB Art Foundation
Фрэнсис Бэкон в мастерской. 1960 г.
Фото: Сесила Битона. Фото: Francis Bacon MB Art Foundation

Новый каталог описывает жизнь Фрэнсиса Бэкона в Монако и Париже, с которыми его многое связывало. Книга опубликована фондом Francis Bacon MB Art Foundation в Монако под редакцией его директора Маджида Бустани. Фонд владеет значительным числом подлинников Бэкона, а также документами и фотографиями, касающимися его жизни и творчества. Нынешний двуязычный каталог свидетельствует о любви британского художника к франкоязычному миру, что в издании подкрепляется документами.

Любовь Бэкона к здешней культуре вспыхнула в 1927 году, когда он в возрасте 17 лет приехал в Париж, чтобы учить французский язык. Посещение выставки Пабло Пикассо вдохновило его начать карьеру художника-модерниста. Позднее, в 1940‑х, сбежав от серой жизни в разрушенном бомбежками Лондоне, Бэкон провел немало времени в Монако, где зарабатывал на жизнь в игорных домах. (В книге содержится факсимильная подпись Бэкона на монакском удостоверении личности 1947 года.) Художник жил в отелях княжества со своей престарелой няней Джесси Лайтфут и любовником Эриком Олденом. На карте отмечены места проживания Бэкона в Монако в 1940–1950-е.

Francis Bacon MB Art Foundation / Majid Boustany, ed. Francis Bacon MB Art Foundation. 141 с. Бесплатно для посетителей. На английском и французском языках
Francis Bacon MB Art Foundation / Majid Boustany, ed. Francis Bacon MB Art Foundation. 141 с. Бесплатно для посетителей. На английском и французском языках

Видимо, атмосфера роскоши, гедонизма и риска стимулировала и возбуждала нервную систему художника. Морские дали и суровые склоны горы Мон-Ажель прекрасно сочетались с подчеркнутой искусственностью и культивированной изоляцией, типичной для жизни в Монако. Картины Бэкона со струями воды, порождаемыми механизмами, и песчаными дюнами, дрейфующими по геометрическим границам, — плод этого соседства искусственности и природы.

Произведений Бэкона 1940-х годов сохранилось немного, но среди них есть целый ряд тех, что были созданы в Монако. Именно отсюда он писал Грэхему Сазерленду в 1946 году, что, вдохновленный картиной Диего Веласкеса, начинает первый вариант портрета папы Иннокентия X. А в 1970–1980‑е художник жил в собственной квартире в Париже и работал там куда продуктивнее, чем когда-то в Монако. Он уважал мнение французов об искусстве больше, чем представителей любых других наций.

Краткие тексты экспертов и воспоминания знакомых художника дают новые сведения о жизни Бэкона и его взглядах на искусство. Превосходное качество книги свидетельствует о внимании к деталям, которые удачно подчеркивают ее основное содержание. Обложка — бархатисто-серого цвета, форзац — желто-оранжевого, в палитре Бэкона. Великолепного качества репродукции фотографий, картин и документов возвращают читателя во времена пребывания художника во Франции и Монако.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+