18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Брюсселя до Боготы: где появится очередной Центр Помпиду?

№64
Материал из газеты

Президент французского музея Серж Лавинь уверенно взял курс на мировую экспансию

Центру Помпиду не дает покоя слава Музея Гуггенхайма. Расширяя сферу влияния, институция так же обзаводится представительствами по всему миру: во французском Меце, испанской Малаге, Брюсселе, Персидском заливе, Шанхае и, возможно, скоро в Латинской Америке. Окрыленный успехом филиала в Малаге и опытом Лувра — Абу-Даби, президент Центра Помпиду Серж Лавинь не боится новых проектов, поскольку считает, что только так парижский музей может выстроить прочные отношения с мировыми художественными центрами.

В мае стартовала 13-месячная «мультидисциплинарная программа» в Центре Помпиду в Брюсселе, который разместится в бывшем гараже автомобилестроительной компании Citroën — здании 1930-х годов, приобретенном для музея региональными властями. В рамках программы пройдут архитектурные экспозиции, выставка скульптур из металлических листов, сеансы любительской киностудии и перформанс. В минувшем марте переделывать бывший гараж в культурный центр под названием Kanal-Center Pompidou доверили архитектурным бюро NoAarchitecten (Брюссель), EM2N (Цюрих) и Sergison Bates (Лондон). Реконструкция стоимостью €140 млн начнется этой осенью и будет завершена к концу 2022 года. В ходе реновации парижский музей будет курировать программу выставок. В конечном итоге филиал Центра Помпиду зай­мет половину площади, а остальное разделят между музеем архитектуры и общественными пространствами. 

По словам Лавиня, «до начала лета» он подпишет итоговое соглашение об открытии шанхайского филиала, которое намечено на весну 2019-го; там будет проходить пять-шесть выставок в год. 

В апреле Центр Помпиду заключил пятилетний меморандум с национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии Saudi Aramco в рамках сотрудничества с Центром мировой культуры короля Абдулазиза (известным как ITHRA) в Дахране. С 2013 года французский музей активно участвует в его выставочной и кинопрограммах. Отношения вышли на новый уровень во время недавнего визита в Париж наследного принца Мохаммеда бин Салмана аль-Сауда, за несколько часов до заключения франко-саудовского соглашения о культурном развитии региона Аль-Улы, где Центр Помпиду будет курировать часть будущего музея арабской цивилизации. Благодаря этому сотрудничеству также развивается коллекция послевоенного и современного искусства Лувра — Абу-Даби.

А Лавинь тем временем обратил внимание на колумбийскую столицу — Боготу, в которой видит потенциал для культурных обменов. «Новые филиалы помогут реструктурировать наши коллекции, — говорит он. — Мы должны быть в Китае, чтобы следить за движением арт-сообщества и приобретать перспективные работы, прежде чем они попадут на международный рынок. И то, что работает в случае Азии, справедливо также в отношении арабского мира и других континентов». Он подчеркивает, что, пережив три войны с Германией меньше чем за столетие, Франция лишь недавно осознала, что в ее музеях полностью отсутствует современное немецкое искусство. А еще французские кураторы в свое время не снизошли до американского поп-арта, цены на который сейчас, в свете урезания госсубсидий для музеев, кажутся заоблачными.

Амбиции Лавиня только подстегнул запрос продлить еще на пять лет договор о сотрудничестве, который истекает в 2020 году, от испанской Малаги — первого города, обратившегося с предложением открыть то, что тогда называли «временным Помпиду». «Малага не была в числе городов, которые мы рассматривали в рамках нашей программы международного развития, — говорит Лавинь, — но мы очень рады, что тамошний проект оказался столь успешным и стал полигоном для экспериментов, которые вошли в практику в других местах».

Экспансия еще и помогает музею пополнять казну: в Париж поступает около €1,5 млн в год с каждого международного отделения. А широкое признание и хорошая репутация способствовали тому, что музей стал предоставлять услуги “à la carte”, помогая организовывать выставки, открывать детские центры и издавать выставочные каталоги (без логотипа Центра Помпиду). Через два-три года его предприимчивый президент планирует запустить образовательные программы для специалистов.

Глобальное расширение музейной сети по факту просто необходимо одной из крупнейших в мире коллекций послевоенного и современного искусства. «У нас в собрании 120 тыс. работ, из которых 93% находятся в запасниках», — констатирует Серж Лавинь. По его мнению, Франция может активнее использовать это культурное богатство, чтобы выступить «против агрессии в сегодняшнем мире, поддержав культурный обмен и вечные ценности». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+