18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Брюсселя до Боготы: где появится очередной Центр Помпиду?

№64
Материал из газеты

Президент французского музея Серж Лавинь уверенно взял курс на мировую экспансию

Центру Помпиду не дает покоя слава Музея Гуггенхайма. Расширяя сферу влияния, институция так же обзаводится представительствами по всему миру: во французском Меце, испанской Малаге, Брюсселе, Персидском заливе, Шанхае и, возможно, скоро в Латинской Америке. Окрыленный успехом филиала в Малаге и опытом Лувра — Абу-Даби, президент Центра Помпиду Серж Лавинь не боится новых проектов, поскольку считает, что только так парижский музей может выстроить прочные отношения с мировыми художественными центрами.

В мае стартовала 13-месячная «мультидисциплинарная программа» в Центре Помпиду в Брюсселе, который разместится в бывшем гараже автомобилестроительной компании Citroën — здании 1930-х годов, приобретенном для музея региональными властями. В рамках программы пройдут архитектурные экспозиции, выставка скульптур из металлических листов, сеансы любительской киностудии и перформанс. В минувшем марте переделывать бывший гараж в культурный центр под названием Kanal-Center Pompidou доверили архитектурным бюро NoAarchitecten (Брюссель), EM2N (Цюрих) и Sergison Bates (Лондон). Реконструкция стоимостью €140 млн начнется этой осенью и будет завершена к концу 2022 года. В ходе реновации парижский музей будет курировать программу выставок. В конечном итоге филиал Центра Помпиду зай­мет половину площади, а остальное разделят между музеем архитектуры и общественными пространствами. 

По словам Лавиня, «до начала лета» он подпишет итоговое соглашение об открытии шанхайского филиала, которое намечено на весну 2019-го; там будет проходить пять-шесть выставок в год. 

В апреле Центр Помпиду заключил пятилетний меморандум с национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии Saudi Aramco в рамках сотрудничества с Центром мировой культуры короля Абдулазиза (известным как ITHRA) в Дахране. С 2013 года французский музей активно участвует в его выставочной и кинопрограммах. Отношения вышли на новый уровень во время недавнего визита в Париж наследного принца Мохаммеда бин Салмана аль-Сауда, за несколько часов до заключения франко-саудовского соглашения о культурном развитии региона Аль-Улы, где Центр Помпиду будет курировать часть будущего музея арабской цивилизации. Благодаря этому сотрудничеству также развивается коллекция послевоенного и современного искусства Лувра — Абу-Даби.

А Лавинь тем временем обратил внимание на колумбийскую столицу — Боготу, в которой видит потенциал для культурных обменов. «Новые филиалы помогут реструктурировать наши коллекции, — говорит он. — Мы должны быть в Китае, чтобы следить за движением арт-сообщества и приобретать перспективные работы, прежде чем они попадут на международный рынок. И то, что работает в случае Азии, справедливо также в отношении арабского мира и других континентов». Он подчеркивает, что, пережив три войны с Германией меньше чем за столетие, Франция лишь недавно осознала, что в ее музеях полностью отсутствует современное немецкое искусство. А еще французские кураторы в свое время не снизошли до американского поп-арта, цены на который сейчас, в свете урезания госсубсидий для музеев, кажутся заоблачными.

Амбиции Лавиня только подстегнул запрос продлить еще на пять лет договор о сотрудничестве, который истекает в 2020 году, от испанской Малаги — первого города, обратившегося с предложением открыть то, что тогда называли «временным Помпиду». «Малага не была в числе городов, которые мы рассматривали в рамках нашей программы международного развития, — говорит Лавинь, — но мы очень рады, что тамошний проект оказался столь успешным и стал полигоном для экспериментов, которые вошли в практику в других местах».

Экспансия еще и помогает музею пополнять казну: в Париж поступает около €1,5 млн в год с каждого международного отделения. А широкое признание и хорошая репутация способствовали тому, что музей стал предоставлять услуги “à la carte”, помогая организовывать выставки, открывать детские центры и издавать выставочные каталоги (без логотипа Центра Помпиду). Через два-три года его предприимчивый президент планирует запустить образовательные программы для специалистов.

Глобальное расширение музейной сети по факту просто необходимо одной из крупнейших в мире коллекций послевоенного и современного искусства. «У нас в собрании 120 тыс. работ, из которых 93% находятся в запасниках», — констатирует Серж Лавинь. По его мнению, Франция может активнее использовать это культурное богатство, чтобы выступить «против агрессии в сегодняшнем мире, поддержав культурный обмен и вечные ценности». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+