18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Мадонны из Фландрии

№64
Материал из газеты

Шедевры фламандских художников XVII века представлены на выставке в салоне «Галерея Михайлов»

Сеть салонов «Галерея Михайлов» известна не только авторскими коллекциями драгоценных изделий, но и широкой поддержкой культурных инициатив. К примеру, салон на Кутузовском проспекте, 2/1, располагает полноценным галерейным пространством, где экспонируются как постоянная коллекция живописи советской эпохи, принадлежащая владельцу сети, коллекционеру Михаилу Сасонко, так и временные тематические выставки. Именно здесь до конца июня проходит уникальная выставка «Шедевры фламандских художников XVII века», на которой представлены работы Яна Брейгеля Младшего и мастеров его круга Андриса Даниельса, Эразма Квеллина, Яна Филипса ван Тилена, а также Корнелиса ван Клеве и Каспара Мембергера Старшего.

XVII век был ознаменован крупными переменами в истории нидерландской живописи: некогда единая художественная традиция разделилась на две школы — голландскую и фламандскую, каждая из которых пошла своим путем. В результате революционной борьбы за независимость северные провинции Нидерландов, называемые Голландией, освободились от власти испанской монархии. В то же время Фландрия, южная часть Нидерландов, осталась под влиянием католической Испании. Фламандские мастера сохранили заказчиков в лице богатой церкви и королевского двора. Художники продолжили писать картины на религиозные и мифологические сюжеты, создавать парадные портреты знати и огромные декоративные натюрморты.

Представленная в «Галерее Михайлов» экспозиция включает в себя образы мадонн и полотна на религиозные сюжеты. Композиции, изображающие фигуры Богоматери и Христа, в большинстве случаев дополнены живописными гирляндами, состоящими из бутонов роз, нежных лилий и соцветий ирисов. Цветы имели глубокое символическое значение, связанное с добродетелями Девы Марии, и намекали на преходящую красоту материального мира. Образы святых в обрамлении цветочных гирлянд были введены в моду фламандским мастером натюрморта Даниелем Сегерсом (1590–1661). Исполнение подобных заказов на «картину в картине» было связано с необходимостью создания выразительных художественных произведений, служащих объектами религиозного поклонения. Такими картинами украшали домашние часовни, надгробия и сакристии церквей.

Одно из главных имен на выставке — Ян Брейгель Младший (1601–1678), представитель прославленной художественной династии. Его натюрморты, пейзажи и многочисленные сюжетные композиции поражают обилием кропотливо прописанных деталей. Высокое качество живописи часто затрудняет атрибуцию полотен художника, стилистически схожих с картинами его отца — Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568–1625). Сын нередко помогал ему в работе над прославленными цветочными натюрмортами и впоследствии перенял отцовский стиль.

Среди представленных произведений можно встретить несколько работ, созданных Яном Брейгелем Младшим в соавторстве с другими художниками. Брейгель, как правило, отвечал за написание цветов, в то время как второй мастер занимался сюжетом в медальоне. Примером подобного сотрудничества могут служить картина «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелочком» (около 1640–1650), написанная совместно с Питером ван Авонтом, и «Цветочный венок с Марией Магдалиной, распятием и черепом» (около 1630), созданный при участии Эразма Квеллина.

Выставка сокровищ фламандской живописи из частных коллекций открыта во флагманском салоне «Галерея Михайлов» на Кутузовском проспекте, 2/1, до 30 июня.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+