Лангобарды дошли до Петербурга со своими сокровищами

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Покорители средневековой Европы оставили после себя богатое наследие

Перстень-печатка. VII в. Золото. Диаметр диска 1,9 см. Фото: Флоренция, Национальный музей Барджелло
Перстень-печатка. VII в. Золото. Диаметр диска 1,9 см.
Фото: Флоренция, Национальный музей Барджелло

Первый в России показ искусства лангобардов — северогерманского народа, в VI веке по программе Великого переселения народов вторгшегося в Северную Италию и положившего начало формированию Ломбардии. Музей благодаря многопрофильной программе «Эрмитаж — Италия» смог собрать под одной выставочной крышей фантастическое количество (более 80!) европейских институций: музеев, научных, культурных и религиозных центров. Партию первых скрипок исполняют Национальный археологический музей Неаполя и Городские музеи Павии, раннесредневековой столицы лангобардов. Выставка демонстрирует, что археология — это не только интересно, но и актуально. Для одних это важно потому, что лангобарды — часть европейской истории. Другим интересна не столько история, сколько сами редкие артефакты раннего  Средневековья. 

Фибула в форме диска. Начало VII в. Золото, камни, стекло; перегородчатая инкрустация. Фото: Парма, монументальный комплекс Пилотта, Национальный археологический музей
Фибула в форме диска. Начало VII в. Золото, камни, стекло; перегородчатая инкрустация.
Фото: Парма, монументальный комплекс Пилотта, Национальный археологический музей

Если верить историкам, то лангобарды вторглись в Италию в 568 году. Возможно, их подбил на эту смелую акцию Нарес, наместник императора Восточной Римской империи, чтобы справиться с непокорными франками. В итоге лангобарды распространили свое влияние от Вероны до Салерно, но только в некоторых городах вдоль больших дорог: Милане, Павии, Брешии. Рим им не покорился. Лангобарды приняли католичество, развивали искусства и экономику во взаимодействии со всем остальным цивилизованным миром. Но в 774 году Карл Великий, скооперировавшись с папским престолом, одолел их. 
Выставка из нескольких сотен предметов демонстрирует искусство в более широком временном интервале — с V по X век, от италийских готов до Каролингов. Но главное здесь — декоративная пластика лангобардов. Не оторваться от пряжки из горного хрусталя, золотой S-образной фибулы, зооморфной пряжки для дамской сумочки с изображением кошки. Эстетам понравятся фибула из серебра и другая, в форме диска с перегородчатой инкрустацией. 

Фибула S-образной формы. Около 600 г. Золото, гранаты, стекло; перегородчатая инкрустация. Фото: Чивидале дель Фриули (Удине), Национальный археологический музей
Фибула S-образной формы. Около 600 г. Золото, гранаты, стекло; перегородчатая инкрустация.
Фото: Чивидале дель Фриули (Удине), Национальный археологический музей

Хиты выставки — золотая серьга-капля с подвеской и узором внутри, кубок из стекла в форме рога с изя­щной имитацией телескопичности, лампа-кадильница в виде Пегаса и мраморный тимпан с изображением колес (фрагмент храмового украшения). Любителям экзотики лангобарды дарят фигурку воина из бронзы и стекла, чудом сохранившийся железный топор и свиную косточку из заупокойной трапезы. Из поздних вещей в экспозиции представлен складной стул IX века из железа с позолотой и инкрустацией — мечта кинорежис­сера.

Государственный Эрмитаж
Лангобарды. Народ, изменивший историю
До 15 июля

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+