18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж представил памятники Османской империи по-новому

В обновленной экспозиции собрано около 200 предметов искусства: оружие, ткани, изделия из керамики и металла, мебель и ювелирные украшения

Государственный Эрмитаж обладает обширной и значительной коллекцией предметов турецкого прикладного искусства с территории всей Османской империи, включавшей Балканы, Ближний Восток и Африку. В ходе реконструкции и обновления экспозиции были не только заменены устаревшие витрины, но и изменен сам принцип показа.

«Турция — наш ближайший сосед и традиционный соперник, мы всегда и воевали, и дружили, — сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — А там, где войны и дружба, есть и обмен подарками. И здесь это все представлено!»

Впервые публике показаны некоторые экспонаты, которые долгие годы хранились в фондах. Например, роскошный шкаф, выполненный из дорогих пород дерева и инкрустированный перламутром и рогом. Увидят зрители и расширенную коллекцию турецкого оружия — холодного и огнестрельного. Впервые за почти 70 лет здесь можно увидеть великолепный конский чепрак, выполненный из переплетенных золотых нитей, этот роскошный предмет до сих пор Эрмитаж показывал только один раз — на самой первой послевоенной выставке.

Прежняя экспозиция, представлявшая в целом искусство исламского Ближнего Востока, была закрыта еще в 2010 году. Как рассказал корреспонденту TANR научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, куратор раздела Дмитрий Садофеев, она морально устарела: там использовались старые витрины, еще 1950-х годов, и устаревший принцип организации подачи материала. Сейчас все изменилось. Во-первых, экспонаты выставлены в самых современных витринах, выполненных по последнему слову техники — с климат-контролем и системой безопасности. Во-вторых, если раньше предметы выставляли в простом хронологическом порядке, то теперь в разделе выделены группы экспонатов по странам: халифат, мамлюки, османская Турция. Турецкое средневековое искусство существенно отличается от искусства его ближайших соседей — арабских народов. В первую очередь потому, что оно тесно связано с местными, малоизвестными художественными традициями и возникло сравнительно поздно. 

В отдельном небольшом зале представлены предметы прикладного искусства, созданные на территории Анатолии в эпоху сельджуков. Особое место занимает знаменитая турецкая керамика из Изника, города, расположенного неподалеку от Стамбула. Здесь выставлены вещи начиная с конца XV и до конца XIX века. Наглядно представлен процесс развития промысла: как менялась цветовая гамма — от синего до пурпурного и ярко-красного, как появлялись новые элементы декоративного оформления посуды и изразцов. Отдельное место в этом зале занимает великолепно сохранившийся роскошный камин второй половины XVII века — он попал в коллекцию Эрмитажа в XIX веке в разобранном состоянии и был целиком собран в музейном зале. 

И конечно, в обновленной экспозиции широко представлено искусство ткачества и ковроделия. Главными центрами производства дорогих шелковых тканей были султанские мастерские Стамбула и Бурсы, которая славилась своими драгоценными тканями, особенно бархатами. Османские бархаты и шелка высоко ценились современниками; в России турецкий бархат использовали для облачений церковнослужителей. Древнейшие образцы турецких ковров относятся к XIII веку, но до нас дошли в основном ковры XVI–XVII столетий — их можно увидеть в залах Эрмитажа. Здесь представлены главным образом небольшие молитвенные ковры-намазлыки с изображением михраба, молитвенной ниши в стене мечети, указывающей направление на Мекку. 

Как рассказал Дмитрий Садофеев, полное обновление всей экспозиции искусства исламского Востока завершится с окончанием работы над разделом искусства Ирана.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+