18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Франтишека Купки проходит в Гран-пале

№63
Материал из газеты

Подробный академический показ художника должен поставить его в один ряд с другими пионерами абстракции — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем

Огромная ретроспектива Франтишека Купки (1871–1957) — самого известного французского художника чешского происхождения, который проложил прямой и логичный путь от венского символизма к космополитической абстракции. В Гран-пале собрано 300 произведений из самых престижных музеев мира, в том числе Центра Помпиду в Париже, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Альбертины в Вене, Атенеума в Хельсинки, Национальной галереи в Праге. По словам Маркеты Тейнхардт, сокуратора проекта, историка искусства из Сорбонны, так получилось, что Купка менее известен, чем другие пионеры абстракции — Василий Кандинский и Казимир Малевич. Подробный академический показ художника, начиная с его ранних произведений 1890-х годов до поздних работ 1950-х, должен восполнить этот пробел. Заодно напомнить девиз Купки, который уместен во многих ситуациях и приличествует любому художнику: «Во всех искусствах, когда вы выделите одну вещь, она всегда с самого начала связана и существует из-за наличия другой». 

Купка начинал с картин «Почему мы созданы?» и «Медитации», отсылавших к Ниц­ше и эзотерической философии. Потом была работа иллюстратором-репортером в журналах, которая давала не только заработок, но и свободу мысли. В 1910-е годы художник создает свои первые абстрактные картины «Диски Ньютона. Этюд фигуры в двух цветах» и «Аморфа. Реплика фигуры в двух цветах». В конце 1920-х Купка заинтересовался связью между новым искусством и прогрессом в мире машин и механизмов. Тогда появилась изысканная картина «Fanny Machine: машинерия», которая ближе к конструктивистам. 

В 1931-м Тео ван Дусбург, один из основателей группы De Stijl, пригласил Купку участвовать в создании ассоциации «Абстракция-креация» для поддержки геометрического абстрактного искусства. Купка откликнулся с энтузиазмом, сочинил несколько манифестов, в том числе «Ложь третьего измерения», и создал абстрактные композиции, построенные на взаимодействии черных линий и белого фона.

В последние десятилетия жизни Купка работал над «Серией C» — минималистической линеарной абстракцией, напоминающей одновременно и работы Кандинского, и Мондриана. После показа в Париже выставка осенью 2018 года отправится в Прагу, а весной 2019-го переместится в Хельсинки. 

Гран-пале
Купка. Пионер абстракции
До 30 июля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+