18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Суслик — это ценный мех

Сложное мультидисциплинарное исследование помогло ученым из России и Голландии установить, что 5 тыс. лет назад состоятельная знать носила мех суслика

Большую группу курганов у станицы Царская (ныне Новосвободная) в Адыгее начали исследовать полтора столетия назад. И уже более сотни лет в коллекции Государственного исторического музея (ГИМ) хранятся находки из захоронений под курганами: бронзовое оружие, ювелирные украшения, каменная скульптура. При исследовании дольмена, открытого еще в 1898 году, было обнаружено погребение знатного человека с сохранившимися фрагментами одежды из ткани и мехового плаща.

«Дольмен, в котором они были найдены, относится к майкопской культуре, существовавшей в эпоху ранней бронзы на территории всего Северного Кавказа, — рассказывает Наталия Шишлина, хранитель археологической коллекции, заведующая отделом археологии ГИМ. — Согласно результатам радиоуглеродного датирования образца мехового одеяния, оно было изготовлено приблизительно между 31 и 30 веками до н.э., то есть около 5 тыс. лет назад, что делает его самым древним из сохранившихся в Восточной Европе и на Кавказе».

Образцы меха сохранились довольно плохо, и применить к ним биомолекулярный или генетический анализ было невозможно. Поэтому, чтобы определить, мех какого зверя был в моде в эпоху ранней бронзы, ученым разных специальностей из России и помогавшим им коллегам из Голландии пришлось пойти более сложным путем и использовать новые способы анализа. Изотопный состав углерода и азота в волосках позволил определить, чем питался зверь и в каких условиях жил. Затем образцы древнего меха сравнили с шерстью млекопитающих, и ныне живущих в этих краях: белки, куницы, леопарда, рыси. В результате было установлено, что меховой плащ, которым было укрыто тело погребенного представителя местной знати, был сшит из шкурок суслика. Всего потребовалось 25–30 шкурок, мех был естественного цвета, рыжего. 

«Выбор меха суслика кажется довольно неожиданным, учитывая признаки высокого общественного статуса погребенного в дольмене у станицы Царская и широкий ассортимент доступных на Северо-Западном Кавказе дорогих и престижных, по нашим представлениям, мехов, — объясняет руководитель проекта Виктор Трифонов из Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. — Вместе с тем это говорит о том, что даже в такой традиционной области культуры, как одежда, нельзя полагаться на современную систему ценностей. То, что сейчас выглядит как дешевый меховой плащ, в контексте другой культуры может восприниматься как мантия».

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+