18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Суслик — это ценный мех

Сложное мультидисциплинарное исследование помогло ученым из России и Голландии установить, что 5 тыс. лет назад состоятельная знать носила мех суслика

Большую группу курганов у станицы Царская (ныне Новосвободная) в Адыгее начали исследовать полтора столетия назад. И уже более сотни лет в коллекции Государственного исторического музея (ГИМ) хранятся находки из захоронений под курганами: бронзовое оружие, ювелирные украшения, каменная скульптура. При исследовании дольмена, открытого еще в 1898 году, было обнаружено погребение знатного человека с сохранившимися фрагментами одежды из ткани и мехового плаща.

«Дольмен, в котором они были найдены, относится к майкопской культуре, существовавшей в эпоху ранней бронзы на территории всего Северного Кавказа, — рассказывает Наталия Шишлина, хранитель археологической коллекции, заведующая отделом археологии ГИМ. — Согласно результатам радиоуглеродного датирования образца мехового одеяния, оно было изготовлено приблизительно между 31 и 30 веками до н.э., то есть около 5 тыс. лет назад, что делает его самым древним из сохранившихся в Восточной Европе и на Кавказе».

Образцы меха сохранились довольно плохо, и применить к ним биомолекулярный или генетический анализ было невозможно. Поэтому, чтобы определить, мех какого зверя был в моде в эпоху ранней бронзы, ученым разных специальностей из России и помогавшим им коллегам из Голландии пришлось пойти более сложным путем и использовать новые способы анализа. Изотопный состав углерода и азота в волосках позволил определить, чем питался зверь и в каких условиях жил. Затем образцы древнего меха сравнили с шерстью млекопитающих, и ныне живущих в этих краях: белки, куницы, леопарда, рыси. В результате было установлено, что меховой плащ, которым было укрыто тело погребенного представителя местной знати, был сшит из шкурок суслика. Всего потребовалось 25–30 шкурок, мех был естественного цвета, рыжего. 

«Выбор меха суслика кажется довольно неожиданным, учитывая признаки высокого общественного статуса погребенного в дольмене у станицы Царская и широкий ассортимент доступных на Северо-Западном Кавказе дорогих и престижных, по нашим представлениям, мехов, — объясняет руководитель проекта Виктор Трифонов из Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. — Вместе с тем это говорит о том, что даже в такой традиционной области культуры, как одежда, нельзя полагаться на современную систему ценностей. То, что сейчас выглядит как дешевый меховой плащ, в контексте другой культуры может восприниматься как мантия».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+