18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Развеска авангардистская, бывшая салонная

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Архитектор и экспозиционер Юрий Аввакумов рассказал о новой тенденции в выставочной моде

На выставке «200 ударов в минуту» в Московском музее современного искусства (МMOMA). Фото: МMOMA
На выставке «200 ударов в минуту» в Московском музее современного искусства (МMOMA).
Фото: МMOMA

Принципов, по которым собирается в пространстве выставка изобразительного искусства, раз-два и обчелся, и ограничений в проектировании тоже немного. Необходимо всего лишь разместить искусство в выставочном зале так, чтобы зрителю было комфортно его смотреть. Лучший выставочный дизайн там, где зритель его не видит. 

За требованиями температурно-влажностного режима следят хранители; тематико-экспозиционный план выставки пишут кураторы; за экспозицию тоже отвечают кураторы; свет ставит местный либо приглашенный, как Фил Кетон в «Гараже», осветитель; этикетаж и другой графический дизайн по-хорошему должны делать специалисты (как это замечательно продемонстрировал Игорь Гурович на выставке «200 ударов в минуту» в Московском музее современного искусства) — что тогда остается на долю архитектора выставки? Расставить временные стены в пространстве, где без них не обойтись, иначе не хватит развесочной площади? Покрасить эти стены?

На выставке «200 ударов в минуту» в Московском музее современного искусства (МMOMA). Фото: МMOMA
На выставке «200 ударов в минуту» в Московском музее современного искусства (МMOMA).
Фото: МMOMA

Еще недавно с покраской все было понятно: белый цвет — для современного искусства, нейтральный серый — для живописи, красный — для скульптуры или революционного искусства. Теперь цветовым дизайном занимаются специализированные компании, часто аффилированные в фирмы — производители краски. Например, палитру выставки Эдгара Дега в нью-йоркском МоМА  семь месяцев разрабатывала Farrow & Ball, в результате появился сложный серый цвет. Понятно, что оттенков серого может быть множество, что тональность фона влияет на восприятие произведения искусства не меньше, чем сам цвет. 

Но вот кураторы Эрмитажа  безмятежно выбрали для «Арабской кофейни» Анри Матисса зелено-голубой, доминирующий в ней цвет, — в результате картина замаскирована так, что о ее присутствии говорит только рама. 

Главный штаб вообще можно рассматривать как антипособие по музейному проектированию. Бетонные световые фонари в выставочных залах, скопированные с фонарей Луиса Кана в Йельском музее, водружены на исторические оштукатуренные стены без осознания простого факта, что город Нью-Хейвен, где расположен музей, находится на широте Стамбула, солнечных дней там в полтора раза больше, чем в Северной Пальмире, так что вместо натурального света в эрмитажные фонари подают искусственный.

С Эрмитажем связан и другой экспозиционный прием — шпалерная, она же салонная, развеска, в Европе также известная как «петербуржская». Салонная развеска живописи в несколько рядов пришла из барокко, в котором искусству отводилась декоративная роль. Великие коллекционеры Щукин и Морозов сплошь завешивали стены своих особняков просто по недостатку места. Сейчас редкий музей позволит себе показывать признанные шедевры больше, чем в два ряда. Еврейский музей в Москве, показывая авангардные работы из провинциальных музеев, себе это позволил дважды. Картины висели в три, в четыре ряда, аннигилируя друг друга. Рассматривать их было невозможно, идентифицировать — трудно, однако организаторы отсылали всех недовольных к «Последней футуристической выставке картин „0,10“», на которой супрематические фигуры Малевича свободно разлетались по плоскости стены. Вдруг стало принято шпалерную развеску называть авангардистской, хотя по степени пренебрежения, как к искусству, так и к художникам, такого рода экспозиция ближе всего к выставке «дегенеративного искусства» в Германии 1937 года.

Популярная, между прочим, была выставка: за три месяца работы в мюнхенском Доме искусства ее посмотрело более 2 млн зрителей. Наверное, там публике было вполне комфортно смотреть экспонируемое искусство. «Так и надо», — думала публика.

Зритель в современном музее редко может объяснить причину своего дискомфорта, поэтому чаще всего пишет в книгу жалоб, что ему было неудобно читать этикетки. Он не так уж неправ, одно из главных противоречий в музее —  разница в размерах произведения и этикетки. Одно комфортно рассматривать с расстояния в три диагонали картины, другое — уткнувшись носом в подписи. Так и курсирует зритель по выставке, то с искусством на стене сближаясь, то от него бесконечно удаляясь, иногда от него отворачиваясь, чтобы сделать селфи. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+