18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Назвать выставку? Нет ничего проще: имя художника

№63
Материал из газеты

Хотя у организаторов припасены и другие хитрые слова, которые цепляют публику

Когда написано «Иван Константинович Айвазовский», можно не волноваться: будет штормить от публики. Так в Русском музее и сделали. Ну и напомнили, что автору 200 лет. А могли бы еще короче: «Айвазовский», этого достаточно. То же касается Зинаиды Серебряковой в Третьяковке или Сальвадора Дали в питерском Музее Фаберже. Имя — бренд. Больше ничего не надо. Тот же Дали всю жизнь положил на брендирование своего имени. Зрители идут на это имя, как загипнотизированные зайчики. (А если открыть выставку «Айвазовский — Дали», любой музей сделает сборы на пять лет вперед. Шутка.)

Но вот Бахрушинский показал отличную выставку «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» — и без особого триумфа, хотя, казалось бы, Лентулов! Да, понятно, рекламные возможности у них скромны, но есть у меня нехорошее подозрение: дело могла чуть испортить эта дурацкая «мистерия-буфф». Какое-то ненужное слово, подозрительное слово. Мистерия, понимаешь, буфф… Почему не назвать просто — «Лентулов»? Звучно, ярко, маняще.

Но рассмотрим иные случаи. Когда сборная выставка. Вот тут надо крепко задуматься. Высший балл — Третьяковке, которая сделала «Оттепель». Название идеальное по всем параметрам. Сразу ясна эпоха, не надо никаких пояснений. Но главное — кураторы мастерски прокатились на сериале Тодоровского. Ясно, что он стал главным стимулом для экспозиции, но ведь могли бы начать изощряться: «Художники оттепели», «Оттепель и искусство», ну и так далее, чтобы добавить арт-аспект. Не стали изощряться. Молодцы. Продвинутые зануды выставку критиковали: поверхностная, несерьезная… Может, и правы, но название — блеск, публика шла именно на название. Высокое искусство маркетинга.

Впрочем, та же Третьяковка дала пример не самого лучшего нейминга. Это «Некто 1917». То, что это цитата из полузабытого Хлебникова, мало кому интересно. Не из Шнурова же (чья выставка, кстати, тоже была, но в ММОМА). Слово «некто» — это ни о чем. Пустое слово, отталкивающее слово. Психология восприятия очевидна: зачем мне идти туда, где нечто и некто? Провальное название.

Но открою простенький секрет. Есть такие хитрые слова, которые работают маркетинговыми рыболовными крючками для неискушенной публики. Например, слова «роскошь», «шедевры» и «сокровища». Кому же не хочется взглянуть на сокровища с шедеврами? Особенно если проездом в Москве из Нефтеюганска или Южно-Сахалинска. И пожалуйста, в Московском Кремле выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков». Очень многословно, да, но есть главное и заветное — «сокровища». Надо бежать и смотреть.

А теперь о самом худшем названии прошлого года. Если «Оттепель» — это десять баллов, то ноль баллов — «Модернизм без манифеста». Да, две выставки из собрания Романа Бабичева в Московском музее современного искусства. Обе чудесные, взрывные, одни из лучших за последние годы. Сокровища, а не выставки. Но название! Во-первых, оно не объясняет ровным счетом ничего. Публика неквалифицированная пройдет мимо, поморщившись. Во-вторых, два «мудреных» слова в коротком названии — это атас. Назвали бы еще «Дискурс без нарратива». За такие названия кураторов надо отстранять на год от выставок и ссылать подальше — во Флоренцию, например. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+