18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Метаморфозы бесстрашной бабочки

№63
Материал из газеты

Натуралистка и художница Мария Сибилла Мериан — женщина, отвоевавшая себе место в мужском мире и сделавшая состояние на коллекции насекомых

Сразу две вышедшие в прошлом году книги посвящены немецкой художнице и энтомологу Марии Сибилле Мериан (1647–1717). Это неудивительно, ведь Мериан — одна из самых выдающихся личностей в истории науки. Женщина в мире мужчин, она уже в 13 лет изучала гусениц, а у отца и отчима училась рисовать. Увлечение гусеницами заставило ее даже отправиться в джунгли Суринама, где Мериан собрала бесценную коллекцию насекомых. Благодаря этому занятию она обрела влиятельных друзей и состояние, в конце жизни обосновавшись в Амстердаме вместе с двумя дочерьми, тоже ставшими художницами.

Мериан опубликовала пять прекрасных книг о цветах и метаморфозах бабочек в те времена, когда большинство людей полагали, что бабочки появляются из разлагающихся гусениц. Но прогрессисткой она не стала: отстаивая интересы женщин в искусстве и науке, Мериан защищала главным образом себя. В течение пяти лет она жила в радикальной религиозной общине лабадистов (французских пиетистов), испытывавших большую неприязнь к независимым женщинам, а в Суринаме использовала труд рабов.

Несмотря на то что обычно она работала на бумаге, ее фирменным знаком считаются акварели на прозрачном пергаменте, придающем особый блеск цветам и насекомым. Мериан разработала новый способ их изображения, используя стоп-кадр и запечатлевая разные фазы развития. Интересуясь симбиозом растительного и животного мира, она зарисовывала растения, которыми питались и на которых жили насекомые, причем насекомые на ее рисунках всегда представали в натуральную величину, а размер растений иногда уменьшался, чтобы поместиться на странице. В книге Карин Грабовски этот микрокосмический мир назван «экосистемой», он поразительно живой, подобен миниатюрной исторической картине. К тому же Мериан не была чужда эстетика — порой она превращала некрасивые растения в более привлекательные для зрителей. Книга Грабовски начинается с живо написанной биографии художницы. В дополнение к ней полностью опубликовано собрание из 124 подготовительных акварелей, которые были приобретены Петром I и хранятся сейчас в Академии наук в Санкт-Петербурге. Есть там и другие картины и гравюры. Кроме того, в монографии Грабовски впервые последовательно отделены произведения матери от работ ее дочерей Йоханны Хелены и Доротеи Марии. Неудивительно, что эта монография уже считается главным справочным изданием по творчеству Мериан. Единственное замечание к ней — иллюстрации сделаны с факсимильного издания 1974 года, поэтому яркие краски оригиналов Мериан выглядят потускневшими, а детали, которые с таким трудом разглядела Грабовски, размыты.

Впрочем, восполнить упущенное можно, обратившись к каталогу выставки, прошедшей в Берлинском гравюрном кабинете. Он называется Maria Sibylla Merian und die Tradition des Blumenbildes von der Renaissance bis zur Romantik («Мария Сибилла Мериан и традиция изображения цветов от эпохи Возрождения до периода романтизма»), творчество художницы рассматривается здесь в широком контексте. Возможно, даже слишком широком: при наличии 13 авторов изданию явно не хватает связности исследования Грабовски. Мериан посвящены лишь четыре главы. В других же исследуются самые разные темы — от позднесредневековых религиозных книг, благодаря которым возникла традиция изображения растений, новаторских картин на тему природы Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра до влияния гербариев на немецкий романтический пейзаж. Мы видим, какое воздействие на творчество Мериан оказал основатель школы натюрморта Георг Флегель, учитель ее отчима, а также художник Георг Хофнагель, чьи работы она копировала еще девочкой. Две замечательные главы посвящены книгам о растениях, заказчиками которых были именитые коллекционеры, стремившиеся увековечить свои сады. В первой из них — монументальном труде Базиля Беслера Hortus Eystettensis («Сад в Айхштетте», 1613) — содержатся вручную раскрашенные гравюры растений из сада князя-епископа Айхштетта. Во второй, под названием Nassau-Idstein Florilegium («Нассау-Идштайнский каталог цветов», 1650–1660-е), Иоганном Вальтером по заказу Иоганна фон Нассау на пергаменте изображены растения из уникального сада  в замке Идштайн близ Франкфурта. В обеих книгах есть живость и острота наблюдения Мериан, но нет ее научного подхода. После этого каталога мы иначе смотрим на ее творчество, распознавая условности, которым она следовала и которые преодолевала.

Стоит упомянуть, что работы Мериан представлены еще в одной книге, вышедшей в прошлом году. В Visual Voyages («Визуальные путешествия») собраны изображения 150 картин, гравюр, книг и предметов. Эти иллюстрации демонстрируют, как европейцы, коренное население обеих Америк и люди, ассимилировавшиеся в Новом Свете, изображали тамошнюю природу. Хронологический охват — от Колумба до Дарвина. Две акварели Мериан из Королевской коллекции смотрятся здесь поистине великолепно. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+