Бывший соцлагерь вновь объединился в Голландии

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

Стеделейк-музей показывает свою коллекцию советского и не очень искусства

Олег Целков. «Двое с вилками». 1990. Фото: Collection Stedelijk Museum Amsterdam
Олег Целков. «Двое с вилками». 1990.
Фото: Collection Stedelijk Museum Amsterdam

Стеделейк вспоминает замечательную главу в своей сравнительно недавней истории. В начале 1990-х, вскоре после горбачевской перестройки, музей провел несколько выставок, посвященных современному искусству из стран Восточной Европы, их результатом стало приобретение и получение в дар большого числа произведений. С тех пор прошло 20 лет, и часть этих работ вошла в состав нынешней выставки. Для показа отобраны произведения 40 художников из бывшего СССР, Польши, Румынии, Словакии и Чехии, созданные в 1975–2010 годах. Название выставки — Свобода есть осознанная необходимость — позаимствовано у картины соц-артиста Леонида Ламма «Адам и Ева: свобода как осознанная необходимость» (1974–1984), на которой под известной цитатой из трудов Энгельса первородные люди с колодкой на шее мечтают о райском саде. Ламм жестко иронизирует над понятием «свобода» при социализме, но выбор именно таких персонажей говорит об универсальности темы.

Милан Кунц. «Коллекционер трофеев». 1990. Фото: Collection Stedelijk Museum Amsterdam
Милан Кунц. «Коллекционер трофеев». 1990.
Фото: Collection Stedelijk Museum Amsterdam

Картина Олега Целкова «Двое с вилками» изображает пару гигантских чудовищных и невыразительных фигур. Двое мужчин стали метафорой потери человеком индивидуальности в советском обществе. Борис Михайлов представлен своей знаменитой скандальной фотосерией «История болезни», главными персонажами которой стали бомжи его родного Харькова. В «Коллекционере трофеев» чеха Милана Кунца олень как предмет естественной охоты несет на ветвистых рогах все мечты развитого социализма: от банки «колы» и нижнего белья до автомобиля и гарантированно действующего завода — как символы охоты противоестественной.

Людмила Тарасова. «Мы покоряем пространство и время». 1983. Фото: Collection Stedelijk Museum Amsterdam
Людмила Тарасова. «Мы покоряем пространство и время». 1983.
Фото: Collection Stedelijk Museum Amsterdam

На выставке встретились также видео радикальных перформансов румына Иона Григореску и польки Софьи Кулик с псевдогламурными живописными «Тритонами» русских неоакадемистов Олега Маслова и Виктора Кузнецова. А фильмы некрореалиста Евгения Юфита и социальные фото словачки Люции Нимцовой — с плакатом Людмилы Тарасовой «Мы покоряем пространство и время», сделанным в 1983 году. Звездная пара в открытом космосе — прямой антипод антиутопии Ламма про Адама и Еву. 

Стеделейк-музей
Свобода есть осознанная необходимость
До 12 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+