Реставрация живописного цикла Куччина раскрыла секреты Веронезе

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

Пожелтевший лак и отслоения краски скрыли подлинные мазки художника, отличавшегося свободной манерой письма. После завершения реставрации на выставке в дрезденской Галерее старых мастеров можно увидеть первоначальное воплощение авторского замысла

Паоло Веронезе. «Мадонна с семейством Куччина». 1571. Фото:  Aatliche Kunstsammlungen  Dresden/Herbert Boswank
Паоло Веронезе. «Мадонна с семейством Куччина». 1571.
Фото: Aatliche Kunstsammlungen  Dresden/Herbert Boswank

В дрезденской Галерее старых мастеров открылась выставка, рассказывающая о результатах технического анализа и реставрации картин Паоло Веронезе из цикла Куччина (до 3 июня). Ансамбль, созданный в 1571 году, состоит из четырех работ маслом: «Мадонна с семейством Куччина», «Поклонение волхвов», «Брак в Кане Галилейской» и «Несение Креста». Цикл назван в честь богатой венецианской купеческой семьи Куччина, заказавшей его для своего дворца на Большом канале.

Картины быстро получили признание как выдающиеся произведения живописи. Циклом интересовался король Англии Карл I, но в 1645 году его приобрел герцог Модены Франческо I д’Эсте. В 1746-м картины купил курфюрст Саксонии и король Польши Август III, и с тех пор они хранятся в Дрездене.

Анализ красок показал, что Веронезе использовал кармин — красный пигмент, изготавливаемый из перемолотых в порошок высушенных насекомых. Его поставки из Мексики в Венецию начались в 1550-х годах. Марлис Гибе, которая руководила длившимися четыре года реставрационными работами, рассказывает, что в ту эпоху кармин был почти таким же дорогим, как серебро и золото. В центре композиции «Мадонны с семейством Куччина» изображена коленопреклоненная женщина в красном платье. Она принадлежит к роду Куччина, который делил исключительное право на импорт и торговлю кармином лишь с еще одной купеческой семьей. «Веронезе обильно использовал его во всех четырех картинах», — говорит Гибе.

Пигменты, которыми художник воспользовался для создания голубой и зеленой краски, содержали медь, из-за чего быстро приобрели коричневый цвет. В ходе предыдущих реставраций такие участки, в первую очередь небо, просто закрашивали. Из-за этих тонировок, а также пожелтения лака и отслоений краски на некоторых участках внешний вид произведений сильно изменился.

Прежде картины ни разу не подвергались тщательному анализу и научному исследованию. «Это был очень трудоемкий проект», — вспоминает Гибе. «Во время реставрации мы увидели, что подлинные мазки Веронезе отличаются очень свободной манерой. Так работает художник в самом расцвете», — добавляет реставратор.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+