18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Порисуем?

Выставка Актуальный рисунок структурирована по нескольким типам рисунка, где основные предложены
кураторами, а выявлением «ближайших родственников» зрителю предстоит заняться самому. Первый тип — традиционное рисование в контексте актуального искусства (увеличение масштаба, использование в инсталляциях), сюда же относятся комиксы. Второй — рисунок художниковконцептуалистов. Третий — постконцептуальный, как реакция на медийную реальность. Четвертый — репортажный, к нему при понятных оговорках относятся и граффити. Пятый — «другой » рисунок, то есть исполненный без его традиционных носителей и технологий (бумаги, пера и т. д.).

Первый раздел, как и следовало ожидать, самый многочисленный по составу авторов и по произведениям. Художники признают традиции рисунка, в то же время полемизируя с ними, как это видно в римских штудиях Валерия Кошлякова или в неоакадемических эскизах Георгия Гурьянова. Концептуальный рисунок — это, конечно, Дмитрий Александрович Пригов (Квадрат Малевича), Павел Пепперштейн (Россия и гастарбайтер), Сергей Мироненко (Концептуальное искусство), серии Никиты Алексеева и Юрия Альберта. В постконцептуальный же рисунок почему-то попала инсталляция Рисунки старых мастеров Елены Елагиной и Игоря Макаревича из риса, картона и свинца. На персональной выставке художников в том же Русском музее в 1994 году эту работу к рисункам не причисляли.

Еще смелее кураторы поступили с «другим рисунком». В этот разряд вошли веревочные объекты Витаса Стасюнаса, «проволоки» Ани Желудь, железные «письмена» Дмитрия Гутова, шитье Татьяны Ахметгалиевой и Марии Арендт. С тем же успехом эти работы можнобыло бы отнести к скульптуре. После такой умозрительной операции раскрашенные от руки фотографии Владислава Мамышева-Монро из серии Несчастная любовь вкупе с кинетической скульптурой Левитация Александра Шишкина-Хокусая можно тоже считать рисунками. Понятнее с социальным рисунком: зарисовками Виктории Ломаско с судебных заседаний по делу Самодурова-Ерофеева, рисункамирепортажами с митингов Владимира Сальникова. С классификцией получилось не очень убедительно, что, скорее, не вина авторов проекта, а следствие все большей размытости границ между видами, жанрами и техниками сегодняшних художественных практик.
Государственный Русский музей
Актуальный рисунок

Санкт-П етербург
До 12 мая

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+