18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Всюду яйца

В Москве заканчивается фестиваль «Пасхальный дар», на смену идет «Московская весна». Редактор TANR Ольга Кабанова удивляется непрерывности праздников

Надо признать, нынешнее пасхальное убранство центра Москвы меньше возбуждает чувства и поражает глаза, чем в прошедшие пару лет. Никаких пляшущих у Большого театра розовых цыплят нет, вообще там — вот радость! — праздник никак не отмечен. Обошелся без пугающего соседства и памятник Пушкину — в этот раз гигантская травяная скульптура в виде головы девы его не загораживает. Другим улицам и площадям повезло меньше. Основным объектом уличного декора стали яйца, на языке мэрии «декоративные световые элементы». Оно и понятно, ведь Пасха. Всего их по городу расставлено 500 штук. В ключевых местах обычного скопления украшательств — на Большой Дмитровке и Рождественском бульваре — яйца стоят тесным строем. На бульваре — крашеные и светящиеся, на улице — только светящиеся ровным желтым электрическим сиянием. Вечером это даже и неплохо, при дневном свете яйца смотрятся хуже. Они сплетены из гирлянд с маленькими острыми светодиодами, отчего в нерабочем состоянии смахивают на моток колючей проволоки.

Суровый памятник Юрию Долгорукому, навсегда, кажется, окруженный торговыми беседками, попал буквально в трепетное окружение — серебристые и золотистые кусочки фольги колеблются на ветру над кадками с фальшивыми деревьями, усеянными опять же декоративными яйцами, похожими на сдутые воздушные шарики. На сайте московской мэрии, правда, еще анонсированы «арт-объекты в форме гигантских белых кроликов, белых агнцев и, конечно же, белых голубей», но вечером и издали они незаметны.

Зато на Манежной площади наблюдается столпотворение декора. Весьма разнообразного. Хитрые цветочно-елочные композиции, стриженая скульптура из зелени в виде кроликов в натуральную величину, не гигантских (по официальным подсчетам, их 120). С ними тесно соседствуют «деревянные заборчики, стога сена, 60 конструкций пасхальных яиц и 193 дубовые бочки». Просто негде селфи сделать — люди с телефонами попами сталкиваются.

Так же активно задействован Кузнецкий Мост, превращенный в искусственный сад с «тематическими арт-объектами в человеческий рост, беседками в виде яиц со встроенными сиденьями» и неизбежными кроликами, здесь «объемными». Нет другого языка, кроме казенного, чтобы описать понаделанное.

А как его оценивать? По каким критериям? Уличное празднество по природе своей демократичное, эклектичное, пестрое и избыточное. И как примирить мнение и вкус московских старожилов с чувствами недавних и временных столичных жителей, не привыкших посещать музеи и филармонию? Для одних непрекращающиеся московские пасхи, весны, осени, дни света и варенья — возможность без затрат развлечься (еще торговые центры, конечно), для других — невозможность жить повседневной жизнью. Москва — непримиримый город.

Еще сложнее, если праздник отмечается религиозный. Отсутствие упоминания виновника торжества всуе только радует. В лужковские времена растяжки «Христос Воскрес!» — а они, помнится, были, — очень уж коробили. Сейчас разве что поздравления с Пасхой можно увидеть, да и то не везде. Так что яйца — единственный выход в ситуации нынешнего торжества обрядоверия.

Пока у «Пасхального дара» критики были только народные (а должны появиться и профессионалы), но жесткие. Под давлением издевательских выпадов блогеров в позапрошлом году убрали пресловутую голову девы из зелени от Пушкина с глаз долой, на Сходню. Хотя называлась она скульптурой и имела автора. Но сколько ни называй объемных кроликов и святящиеся яйца арт-объектами, искусства в них нет — одна оформиловка.

Так что единственный пока выход из невыносимого вечного праздника — уменьшить количество уличных фестивалей, их пространство и насыщенность. Сто двадцать зеленых кроликов и две сотни дубовых бочек на одной площади — это слишком. Публичные пространства должны знать и будни. Можно еще отмечать посты — Рождественский, Великий, Петров и Успенский, а также Рамадан — полным воздержанием от уличных мероприятий.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+