Всюду яйца

В Москве заканчивается фестиваль «Пасхальный дар», на смену идет «Московская весна». Редактор TANR Ольга Кабанова удивляется непрерывности праздников

Украшения на Тверском бульваре к весеннему фестивалю «Пасхальный дар», посвященному празднованию Пасхи. Апрель 2018 г. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Украшения на Тверском бульваре к весеннему фестивалю «Пасхальный дар», посвященному празднованию Пасхи. Апрель 2018 г.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia. Фото: А.Астахова
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia.
Фото: А.Астахова

Надо признать, нынешнее пасхальное убранство центра Москвы меньше возбуждает чувства и поражает глаза, чем в прошедшие пару лет. Никаких пляшущих у Большого театра розовых цыплят нет, вообще там — вот радость! — праздник никак не отмечен. Обошелся без пугающего соседства и памятник Пушкину — в этот раз гигантская травяная скульптура в виде головы девы его не загораживает. Другим улицам и площадям повезло меньше. Основным объектом уличного декора стали яйца, на языке мэрии «декоративные световые элементы». Оно и понятно, ведь Пасха. Всего их по городу расставлено 500 штук. В ключевых местах обычного скопления украшательств — на Большой Дмитровке и Рождественском бульваре — яйца стоят тесным строем. На бульваре — крашеные и светящиеся, на улице — только светящиеся ровным желтым электрическим сиянием. Вечером это даже и неплохо, при дневном свете яйца смотрятся хуже. Они сплетены из гирлянд с маленькими острыми светодиодами, отчего в нерабочем состоянии смахивают на моток колючей проволоки.

Суровый памятник Юрию Долгорукому, навсегда, кажется, окруженный торговыми беседками, попал буквально в трепетное окружение — серебристые и золотистые кусочки фольги колеблются на ветру над кадками с фальшивыми деревьями, усеянными опять же декоративными яйцами, похожими на сдутые воздушные шарики. На сайте московской мэрии, правда, еще анонсированы «арт-объекты в форме гигантских белых кроликов, белых агнцев и, конечно же, белых голубей», но вечером и издали они незаметны.

Зато на Манежной площади наблюдается столпотворение декора. Весьма разнообразного. Хитрые цветочно-елочные композиции, стриженая скульптура из зелени в виде кроликов в натуральную величину, не гигантских (по официальным подсчетам, их 120). С ними тесно соседствуют «деревянные заборчики, стога сена, 60 конструкций пасхальных яиц и 193 дубовые бочки». Просто негде селфи сделать — люди с телефонами попами сталкиваются.

Так же активно задействован Кузнецкий Мост, превращенный в искусственный сад с «тематическими арт-объектами в человеческий рост, беседками в виде яиц со встроенными сиденьями» и неизбежными кроликами, здесь «объемными». Нет другого языка, кроме казенного, чтобы описать понаделанное.

А как его оценивать? По каким критериям? Уличное празднество по природе своей демократичное, эклектичное, пестрое и избыточное. И как примирить мнение и вкус московских старожилов с чувствами недавних и временных столичных жителей, не привыкших посещать музеи и филармонию? Для одних непрекращающиеся московские пасхи, весны, осени, дни света и варенья — возможность без затрат развлечься (еще торговые центры, конечно), для других — невозможность жить повседневной жизнью. Москва — непримиримый город.

Еще сложнее, если праздник отмечается религиозный. Отсутствие упоминания виновника торжества всуе только радует. В лужковские времена растяжки «Христос Воскрес!» — а они, помнится, были, — очень уж коробили. Сейчас разве что поздравления с Пасхой можно увидеть, да и то не везде. Так что яйца — единственный выход в ситуации нынешнего торжества обрядоверия.

Пока у «Пасхального дара» критики были только народные (а должны появиться и профессионалы), но жесткие. Под давлением издевательских выпадов блогеров в позапрошлом году убрали пресловутую голову девы из зелени от Пушкина с глаз долой, на Сходню. Хотя называлась она скульптурой и имела автора. Но сколько ни называй объемных кроликов и святящиеся яйца арт-объектами, искусства в них нет — одна оформиловка.

Так что единственный пока выход из невыносимого вечного праздника — уменьшить количество уличных фестивалей, их пространство и насыщенность. Сто двадцать зеленых кроликов и две сотни дубовых бочек на одной площади — это слишком. Публичные пространства должны знать и будни. Можно еще отмечать посты — Рождественский, Великий, Петров и Успенский, а также Рамадан — полным воздержанием от уличных мероприятий.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+