Лазеры и гель на водной основе обеспечат алтарю из Римини светлое будущее

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

После реставрации алебастровый ансамбль из музея Либигхаус сможет ездить по миру

В 1960-х при реставрации крест увеличили при помощи надставок. Фото: Liebieghaus Skulpturensammlung
В 1960-х при реставрации крест увеличили при помощи надставок.
Фото: Liebieghaus Skulpturensammlung

Реставраторы франкфуртского музея Либигхаус восстанавливают алтарь из Римини — один из самых больших, изя­щных и хорошо сохранившихся позднесредневековых скульптурных ансамблей, созданных из хрупкого алебастра. Этот алтарь, датируемый приблизительно 1430 годом, считается одним из основных экспонатов Либигхауса. Первоначально он находился в церкви Санта-Мария делле Грацие в итальянском городе Римини, от которого и получил свое название. Созданная в манере интернациональной готики художником, известным как Мастер алтаря из Римини, эта композиция представляет собой фигуру распятого Христа в окружении апостолов. 

По словам главного реставратора Либигхауса Харальда Тайсса, сейчас алтарь слишком хрупок, чтобы путешествовать в другие музеи. «Со временем необходимость реставрации неуклонно росла; мы достигли точки, в которой надо было срочно что-то предпринимать, — говорит он. — Это одно из наших самых востребованных произведений в смысле запросов на предоставление во временное пользование, но нам всегда приходилось отказывать из-за того, что алтарь чересчур хрупок. После реставрации мы начнем рассматривать возможность выдавать его другим институциям».

Ожидается, что реставрация, ставшая возможной благодаря гранту от Ernst von Siemens Kunststiftung, продлится три года. Музей планирует работать сов­местно с парижским Лувром. Специалисты используют новую лазерную технологию, позволяющую провести точный анализ материала — это своего рода составление генетической карты, которая поможет выяснить происхождение алебастра и то, как именно он сформировался. Также Либигхаус сотрудничает с мадридским Музеем Прадо, имеющим опыт очистки неводостойкого алебастра с помощью геля на вод­ной основе, содержащего агар-агар (вещество, получаемое из водорослей). Испания — один из ведущих экспертных центров по работе с алебастром, поэтому в проекте участвует испанский реставратор Мигель Гонсалес де Кеведо Ибаньес.

«Алебастр выглядит как белый мрамор, но его химический состав совершенно иной, он больше похож на гипс, — объясняет Тайсс. — Скульптуры из этого материала можно экспонировать только в закрытых помещениях, мрамор же гораздо тверже. Это означает, что многие методы очистки, широко применяемые к различного вида камню, для алебастра недопустимы».

В ходе предыдущей реставрации, проведенной в 1960-е годы, в форму скульптуры внесли изменения: крест увеличили при помощи надставок, что сделало его менее устойчивым. Тайсс говорит, что теперь надставки удалят и это поможет укрепить алтарь. «Сейчас он выглядит как желтоватый потрескавшийся гипс, но после очистки его изысканная белизна предстанет во всем своем изяществе».

Реставрация будет проводиться в мастерской непосредственно в музее, так что посетители смогут наблюдать за всеми стадиями происходящих работ, кроме тех моментов, когда будут использоваться ла­зеры.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+