18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

За широко закрытыми дверями

№62
Материал из газеты

Все скелеты из шкафов Версаля в новой коллекции высокого ювелирного искусства французского дома Dior

Соцсети породили погоню за идеальной картинкой — эффектной, глянцевой и как будто максимально приближенной к реальной жизни, что, в свою очередь, привело к увлечению эстетикой барокко — эпохи, возведшей создание иллюзий в абсолют. Семнадцатый век уже не первый год служит одним из главных источников вдохновения для современных дизайнеров: его причудливые изгибы, сложные конструкции, обманки и прочий хитроумный иллюзионизм. Говоря о барокко, в качестве его основной черты обычно вспоминают пышность форм, тогда как главной идеей, ради которой и появились все эти пышные формы, было создание декораций. Эта эпоха мастерски играла пустыми фасадами. Двухмерные иллюзии объемного мира, мыльные пузыри и бесконечные своды правил, регламентирующих длину париков и угол наклона головы в реверансе, — ни один модный блогер так тщательно не выстраивает картинку, как это делали несколько столетий назад. 
Версаль — один из главных памятников барокко, его символ и квинтэссенция. Версалю Виктуар де Кастеллан, арт-директор Dior Joaillerie, посвящает уже третью коллекцию высокого ювелирного искусства. Новая Pièces secrètes — заключительная часть триптиха, вдохновленного бывшей резиденцией французских королей.

Коллекция Dior à Versailles, Pièces secrètes посвящена тайнам Версаля. Укромным уголкам и покоям, скелетам в шкафу королевского двора. И если с тайнами у французской монархии все хорошо, то с интимными покоями — хуже: даже залы, принадлежавшие королю и королеве, отнюдь не были скрыты от посторонних глаз. «Мне хотелось поиграть с призраками и черепами, намекнуть на то, что здесь есть нечто, невидимое глазу. Ты не знаешь, что именно, но ощущаешь его присутствие», — объясняет де Кастеллан.

Большая часть украшений включает в себя механические подвижные части и скрытые детали. Например, кольцо из белого и желтого золота, украшенное бриллиантом, открывается, демонстрируя спрятанный внутри миниатюрный рубин, а на усыпанном бриллиантами колье в виде канделябра сверкает рубеллит огранки «груша», под которым, если его приподнять, взгляду открывается инкрустированный миниатюрными бриллиантами череп. В золотом кольце с опалом и в другом, с крупным грушевидным бриллиантом, обнаруживается потайное отделение для любовных записок (возможно) или локона возлюбленного (вероятнее), украшенное гравированным узором в виде восходящего солнца — прямой отсылкой к символике «короля-солнца» Людовика XIV. 

Некоторые украшения декорированы фрагментами старинных зеркал, отражающих черепа, а также гравировкой в виде клевера, крестов и голубей. И хотя сентиментальные мотивы более свойственны эпохе рококо, чем барокко, эта легкая историческая неточность ни в коей мере не конфликтует с основным настроением коллекции — спрятанных за секретными дверями подсказок, тайных посланий и историй «не для всех». Одно из самых зашифрованных украшений в коллекции — серьги с королевской короной (одна для короля, другая для королевы) и замаскированными под локоны волос золотыми деталями — вдохновлено траурными украшениями. Виктуар де Кастеллан намекает: memento mori. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+