18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Москва без башни

Башня раздора: есть ли шанс спасти Шуховскую башню и может ли она упасть?

Дискуссия о дальнейшей судьбе радиобашни на Шаболовке (построена инженером Владимиром Шуховым в 1920–1922 годах) превратилась в скандал. Предложение правительства — разобрать и перенести памятник архитектуры под предлогом, что башня находится в аварийном состоянии и грозит упасть на жителей расположенных поблизости домов. В ответ профессиональное сообщество назвало проект непродуманным и скоропалительным, так как конструкция не опасна.

Пока власть на сайте Москомархитектуры собирала предложения граждан по поводу возможных мест переноса башни Шухова с Шаболовки, Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности организовал в Facebook группу, координировавшую мероприятия и сбор подписей в поддержку объекта наследия. Письмо президенту РФ с просьбой сохранить Шуховскую башню направили зарубежные архитекторы и эксперты, в том числе голландец Рем Колхас, японцы Кенго Кума и Тадао Андо, американцы Элизабет Диллер и Том Мейн.

Судьба башни должна решиться 24 марта (после сдачи номера в печать) на заседании правительства, где рассмотрят законопроект «О мерах по сохранению для дальнейшего использования объекта культурного наследия регионального значения Радиобашни Шухова», согласно которому первую башню для вещания предполагается разобрать на части и, возможно, собрать заново в другом месте.

Началось все 25 февраля этого года, когда правительственная комиссия с подачи Министерства связи и массовых коммуникаций РФ приняла решение о демонтаже и дальнейшем переносе башни. Седьмого марта Общественная палата РФ выступила против, однако вечером того же дня правительство санкционировало фактический снос памятника. По закону об охране культурного наследия памятник неотделим от участка, на котором стоит. Однако до 1 мая текущего года велено выбрать место передислокации башни. В постановлении правительства прямо сказано о грядущем «перемещении Радиобашни на иное место» и проведении «ремонтно-восстановительных работ в режиме реставрации, включая разборку и последующее восстановление на новом месте в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году». Никто и не скрывает, что возведут новодел, потому что собрать башню заново нельзя: Шухов проектировал отдельные узлы сетчатой конструкции — остальное доводил до ума в процессе строительства.

К тому же непонятно, на какие деньги собираются строить башню заново — в Парке Горького, на ВВЦ или любой другой площадке Москвы. Разбирать будет Минкомсвязи, но финансирование нового строительства даже не обсуждается, хотя понятно, что стоить будет дорого, а финансовой выгоды государству от этого никакой.

«Что же делать? — обреченно сетуют охранные ведомства и Минкульт. — Разве лучше будет, если башня упадет?» Такая альтернатива напоминает фразу Раневской из Подкидыша: «Девочка, что ты хочешь — на дачу или чтобы тебе оторвали голову?»

Однако башня Шухова не опасна, заключил ЦНИИСПК им. Мельникова — институт, в течение десятилетий следивший за ее состоянием. Да, процессы коррозии зашли далеко, но нагрузки в сетчатых конструкциях перераспределяются таким образом, что подобные башни в принципе упасть не могут. Правда, могут отваливаться детали, но падают они только вниз, в сторону не летят. А поскольку доступ к башне закрыт, то и пострадать от этого никто не может.

Другой миф, о невозможности реставрации на месте, тоже не выдерживает критики. «Чтобы сохранить такой памятник, надо освободить его от нагрузки, — заявил Норман Фостер, воплотивший идеи Шухова в своем лондонском «огурце». — Архитекторы предложили накрыть башню коробом, которыйдолжен взять на себя все нагрузки башни. Тогда мы гарантируем, что она не упадет. К тому же появляется цивилизованная возможность с ней поработать, отреставрировать». Проект такой реставрации предложен профессором МАрхИ Юрием Волчком и архитектурным бюро «Четвертое измерение». Он объясняет, что благодаря коробу «мы получаем реальный доступ к башне. Получается такая этажерка, в которой две стенки стеклянные, и через них видно, что там происходит какая-то жизнь, а две — глухие, потому что на период исследования состояния башни этот короб еще и некая лаборатория, на период реставрации — это, по сути, стройплощадка, которая позволит работать с конструкциями по всей высоте». Впрочем, сегодня надо бояться не только за башню, но и за конструктивистские кварталы рядом с ней — Хавско-Шаболовский жилой массив, возведенный в 1920–1930-х годах. Пока это объект культурного наследия, но все активнее попытки вывести конструктивистские жилые комплексы из охранного реестра. Например, недавно были снесены конструктивистские Донские бани на Шаболовке. Кроме того, снос Шуховской башни открывает Минкомсвязи, владельцу участка, немыслимые перспективы. Хотя высотное строительство в границах Третьего транспортного кольца сегодня запрещено, построить небоскреб можно, если на этом месте было другое высотное здание. Уничтожив объект наследия, вызывающий восхищение у всего человечества, на его месте могут возвести банальный, но крайне доходный небоскреб.

Тут вспоминается одна история, связанная с башней Шухова. Рядом в Психиатрической клинике им. Соловьева когда-то служил выдающийся психиатр Василий Гиляровский. Он утверждал, что от башни исходят флюиды, вызывающие неадекватное поведение больных. Неужели он был прав?

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+