Москва без башни

фото: Яков Кальменс
Фото: Яков Кальменс

Башня раздора: есть ли шанс спасти Шуховскую башню и может ли она упасть?

Дискуссия о дальнейшей судьбе радиобашни на Шаболовке (построена инженером Владимиром Шуховым в 1920–1922 годах) превратилась в скандал. Предложение правительства — разобрать и перенести памятник архитектуры под предлогом, что башня находится в аварийном состоянии и грозит упасть на жителей расположенных поблизости домов. В ответ профессиональное сообщество назвало проект непродуманным и скоропалительным, так как конструкция не опасна.

Пока власть на сайте Москомархитектуры собирала предложения граждан по поводу возможных мест переноса башни Шухова с Шаболовки, Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности организовал в Facebook группу, координировавшую мероприятия и сбор подписей в поддержку объекта наследия. Письмо президенту РФ с просьбой сохранить Шуховскую башню направили зарубежные архитекторы и эксперты, в том числе голландец Рем Колхас, японцы Кенго Кума и Тадао Андо, американцы Элизабет Диллер и Том Мейн.

Судьба башни должна решиться 24 марта (после сдачи номера в печать) на заседании правительства, где рассмотрят законопроект «О мерах по сохранению для дальнейшего использования объекта культурного наследия регионального значения Радиобашни Шухова», согласно которому первую башню для вещания предполагается разобрать на части и, возможно, собрать заново в другом месте.

Началось все 25 февраля этого года, когда правительственная комиссия с подачи Министерства связи и массовых коммуникаций РФ приняла решение о демонтаже и дальнейшем переносе башни. Седьмого марта Общественная палата РФ выступила против, однако вечером того же дня правительство санкционировало фактический снос памятника. По закону об охране культурного наследия памятник неотделим от участка, на котором стоит. Однако до 1 мая текущего года велено выбрать место передислокации башни. В постановлении правительства прямо сказано о грядущем «перемещении Радиобашни на иное место» и проведении «ремонтно-восстановительных работ в режиме реставрации, включая разборку и последующее восстановление на новом месте в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году». Никто и не скрывает, что возведут новодел, потому что собрать башню заново нельзя: Шухов проектировал отдельные узлы сетчатой конструкции — остальное доводил до ума в процессе строительства.

К тому же непонятно, на какие деньги собираются строить башню заново — в Парке Горького, на ВВЦ или любой другой площадке Москвы. Разбирать будет Минкомсвязи, но финансирование нового строительства даже не обсуждается, хотя понятно, что стоить будет дорого, а финансовой выгоды государству от этого никакой.

«Что же делать? — обреченно сетуют охранные ведомства и Минкульт. — Разве лучше будет, если башня упадет?» Такая альтернатива напоминает фразу Раневской из Подкидыша: «Девочка, что ты хочешь — на дачу или чтобы тебе оторвали голову?»

Однако башня Шухова не опасна, заключил ЦНИИСПК им. Мельникова — институт, в течение десятилетий следивший за ее состоянием. Да, процессы коррозии зашли далеко, но нагрузки в сетчатых конструкциях перераспределяются таким образом, что подобные башни в принципе упасть не могут. Правда, могут отваливаться детали, но падают они только вниз, в сторону не летят. А поскольку доступ к башне закрыт, то и пострадать от этого никто не может.

Другой миф, о невозможности реставрации на месте, тоже не выдерживает критики. «Чтобы сохранить такой памятник, надо освободить его от нагрузки, — заявил Норман Фостер, воплотивший идеи Шухова в своем лондонском «огурце». — Архитекторы предложили накрыть башню коробом, которыйдолжен взять на себя все нагрузки башни. Тогда мы гарантируем, что она не упадет. К тому же появляется цивилизованная возможность с ней поработать, отреставрировать». Проект такой реставрации предложен профессором МАрхИ Юрием Волчком и архитектурным бюро «Четвертое измерение». Он объясняет, что благодаря коробу «мы получаем реальный доступ к башне. Получается такая этажерка, в которой две стенки стеклянные, и через них видно, что там происходит какая-то жизнь, а две — глухие, потому что на период исследования состояния башни этот короб еще и некая лаборатория, на период реставрации — это, по сути, стройплощадка, которая позволит работать с конструкциями по всей высоте». Впрочем, сегодня надо бояться не только за башню, но и за конструктивистские кварталы рядом с ней — Хавско-Шаболовский жилой массив, возведенный в 1920–1930-х годах. Пока это объект культурного наследия, но все активнее попытки вывести конструктивистские жилые комплексы из охранного реестра. Например, недавно были снесены конструктивистские Донские бани на Шаболовке. Кроме того, снос Шуховской башни открывает Минкомсвязи, владельцу участка, немыслимые перспективы. Хотя высотное строительство в границах Третьего транспортного кольца сегодня запрещено, построить небоскреб можно, если на этом месте было другое высотное здание. Уничтожив объект наследия, вызывающий восхищение у всего человечества, на его месте могут возвести банальный, но крайне доходный небоскреб.

Тут вспоминается одна история, связанная с башней Шухова. Рядом в Психиатрической клинике им. Соловьева когда-то служил выдающийся психиатр Василий Гиляровский. Он утверждал, что от башни исходят флюиды, вызывающие неадекватное поведение больных. Неужели он был прав?

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+