18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художников, режиссеров и классиков литературы посадили на поезд

В Фонде культуры «Екатерина» открылась выставка «Прибытие поезда». Архитектурное решение экспозиции отсылает к ее названию: зрителям предлагается буквально войти в железнодорожный вагон и пройтись по составу

В документальном фильме «В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков сравнивает этапы жизни человека с движением поезда. Образ поезда — важная тема для современного отечественного искусства, и музеи не раз к ней обращались. Достаточно вспомнить большую выставку «Россия в пути. 1920–1990», два года назад показанную в Палаццо делле Эспозициони в Риме, а затем и в Институте русского реалистического искусства в Москве, или не менее эффектный прошлогодний проект Третьяковской галереи в московском метро, где циркулировал поезд, каждый вагон которого представлял одно десятилетие в истории русского искусства XX века. 

Выставка в Фонде культуры «Екатерина», совместный проект с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО), также обращается к феномену поезда, но гораздо шире — в мировой культуре и с охватом еще и кинематографа с литературой. 

«Мы показываем его [поезд] максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически», — говорит куратор проекта Виталий Пацюков. Экспозиция, разместившаяся на трех этажах фонда, архитектурно тоже выстроенная как поезд, где зритель передвигается как бы по составу, разделена на три больших тематических блока. В «Историческом поезде» напоминают, с чего все начиналось. С легендарных кадров «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, фильма Жоржа Мельеса «Необыкновенное путешествие» и работ других классиков кинематографа на его заре. В разделе «Миростроительное депо» вновь царствует кинематограф с фрагментами советских фильмов 1930-х годов Дзиги Вертова, Александра Медведкина, Михаила Цехановского и американских вестернов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада Солнечной долины». 

Наконец, в «Место действия — поезд» тема представлена в ее интерпретации театром, литературой и современными художниками разных поколений. 

Это, например, триптих Take a Train (1992) классика нонконформизма Владимира Янкилевского (1992) и фильм «Поезд» Ольги Чернышевой (2003), инсталляция Александра Бродского в виде покачивающегося плацкартного вагона, «обращенного к культурной памяти нашего детства». Литературу здесь представляет роман Льва Толстого «Анна Каренина» в интерпретации Эрика Булатова, Владислава Ефимова, Ильи Кабакова и Льва Мелихова. Завершается же путешествие проектом Сержа Головача The Next Station is Chinatown, где съемки с места машиниста московского метро перемежаются таким же видеорядом из канадского Ванкувера. Неважно, где ты живешь, дорога объединяет всех. 

Фонд культуры «Екатерина»
Прибытие поезда
До 20 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+