18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

История суперобложки в XX веке

№61
Материал из газеты

От голой утилитарности к концептуальной красоте — и обратно

В 1949 году скромный статус супер­обложки заметно повысился, когда в лондонском Музее Виктории и Альберта выставили 460 ее лучших образцов. Тогда законодатели мод подтвердили: да, теперь это искусство. Впрочем, согласны с этим были не все. Остроумец, денди и грубиян Макс Бирбом сравнил рассматривание цветных обложек с «посещением попугайника в зоологическом саду».

В книге The Illustrated Dust Jacket, 1920–1970 («Иллюстрированная суперобложка 1920–1970‑х годов») Мартин Солсбери пишет, что прежде к суперобложке относились безразлично. В XIX столетии читатели, ставя на полку новый том, выбрасывали его суперобложку (даже почтенная Лондонская библиотека снимала обертки с книг). С наступлением XX века назначение супер­обложки изменилось: превратившись из средства защиты книги в ее рекламу, она в конце концов стала барометром нашей любви к книгам как к предметам материального мира.

В этой познавательной работе, охватывающей пять десятилетий, описывается золотой век иллюстрированной суперобложки, пришедший на смену временам, когда она воспринималась чем-то вроде простой обертки. Причем академическая скрупулезность повествования Солсбери, преподавателя графики в Кембриджской школе искусств Английского университета Рескина, удачно сочетается с пылом энтузиаста.

В книге воспроизведены суперобложки авторства 156 художников, а также даны краткие описания их работ и биографические справки. Наряду с этим здесь вкратце преподнесена история искусства середины XX века с характеристикой ряда направлений: ар-деко, модернизм, неоромантизм, футуризм. На страницах книги фигурируют имена прославленных иллюстраторов Джона Нэша, Джона Пайпера, Дункана Гранта, Ванессы Белл, Эдварда Боудена, которые сов­мещали иллюстрирование обложек с другими коммерческими проектами и работой в области изобразительного искусства. 

Некоторые оформители получили известность благодаря единственной иллюстрации. Например, Ханс Тисдолл прославился знаковой работой к роману Джузеппе ди Лампедуза «Леопард». А Майкл Митчелл, обретший славу как E. Michael Mitchell, близкий друг Джерома Дэвида Сэлинджера, придумал непревзойденную суперобложку к его роману «Над пропастью во ржи» (суперобложки к произведениям Сэлинджера делали и другие художники, но их имена впоследствии канули в безвестность).

Есть и такие замечательные образцы этого искусства, которые ждут своего повторного открытия. Например, замечательным иллюстратором была Хизер Стэндринг, художник-«сдельщик», рисовавшая супер­обложки и к романам, и к кулинарным книгам. Слова Стэндринг, написанные ею в 1960 году, дают понять, что ныне суперобложки стали тоскливо стереотипными: «Качество моих иллюстраций во многом зависит от текста и от времени, которое я уделяю реализации своих замыслов». Книга Солсбери как раз и напоминает нам о том, что свобода художественного выражения все чаще стала размениваться на скорость и выгоду.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+