18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«ЦеКа играет человеком»

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Поэма «Комсомолия», пропагандистский хит 1920-х годов, переиздана с научными комментариями. Характерно, что в тандеме Телингатер — Безыменский первым обозначен книжный дизайнер, а поэт — лишь вторым

Фрагмент четвертого издания «Комсомолии» 1928 г. Фото: Издательство Европейского университета в СПб
Фрагмент четвертого издания «Комсомолии» 1928 г.
Фото: Издательство Европейского университета в СПб

С самого рождения изящной словесности авторы были озабочены усилением средств внешней выразительности своих сочинений. В знаменитой Палатинской антологии греческих эпиграмм можно встретить фигурные стихи, например, в виде яйца и секиры (ХIII книга). Много позднее нечто подобное сделал Гийом Аполлинер в «Каллиграммах»: типографское оформление иконически усиливало тему — скажем, стихотворение «Дождь» было набрано в виде дождевых струй из слов. А Стефан Малларме в поэме «Бросок костей» использовал в качестве структурной единицы не стих и не строки, а страницы, точнее, развороты.

Установление советской власти принудило авторов заботиться о выразительности не в эстетических, но в пропагандистских целях. Яркий пример — издание поэмы «Комсомолия» (1924) к юбилею ВЛКСМ в 1928 году. Нынче этот шедевр идеологичеcкой полиграфии переиздан в серии Avant-Garde с блестящим научно-справочным аппаратом. «Комсомолия» вместила, по словам Льва Троцкого, «короткий — но какой содержательный! — жизненный опыт всей революционной молодежи». Автором поэмы был Александр Безыменский (1898–1973) — «сын революции, Октябревич» (Л.Троцкий), красный комиссар, журналист и поэт, преследователь модернистов, один из прототипов булгаковского Ивана Бездомного. Пик его популярности пришелся на 1920-е — начало 1930-х: тираж десяти изданий «Комсомолии» составил 397 тыс. В сущности, текст поэмы свидетельствует о деградации русской поэзии под воздействием власти: «ЦеКа играет человеком. / Оно изменчиво всегда. / То вознесет его высоко, / То бросит в бездну без стыда».

«Комсомолия» Телингатера / Безыменского: Шедевр конструктивизма и запрещенный бестселлер / Репринтное издание. Комментарии и исследования / Сост. М. Карасик  и А. Россомахин. СПб.: Издательство  Европейского университета в СПб., 2018.
«Комсомолия» Телингатера / Безыменского: Шедевр конструктивизма и запрещенный бестселлер / Репринтное издание. Комментарии и исследования / Сост. М. Карасик  и А. Россомахин. СПб.: Издательство  Европейского университета в СПб., 2018.

Создателем знаменитого четвертого издания поэмы стал Соломон Телингатер (1903–1969): «Художник книги, конструктор ее, как исполняющий произведение музыкант, неизбежно становится ее интерпретатором». Телингатер родился в семье театрального художника; юношей работал в студии Б а вместе с Сергеем Городецким и Анатолием д’Актилем; окончил Вхутемас; дальнейшая его жизнь связана была с московскими издательствами и периодикой. Влияние на творчество Телингатера оказали русские футуристы и заумники, в частности «эксцентрические композиции» Ильязда из серии «аслааблИчья. питЁрка дЕйстф» (издательство «41 градус»). Известно об участии Телингатера в оформлении сборника «Мiр и остальное» (Баку, 1920) со стихами Велимира Хлебникова, Алексея Крученых и Татьяны Вечорки. Другим источником вдохновения «комсомольца Мони» был конструктивизм. Алексей Чичерин вырезал на дереве чертежи своих стихов, Александр Квятковский иллюстрировал тактометрическую теорию стихами-таблицами. В 1923 году были изданы две образцовые конструктивистские книги: «Для голоса» Владимира Маяковского — Эль Лисицкого и «Про это» Маяковского — Александра Родченко. Третьим источником был кинематограф. Например, иллюстрация «Я, отраженный морем глаз» в поэме выполнена с оглядкой на монтажные наплывы Сергея Эйзенштейна. В 1934 году Телингатер оформил книгу Ильи Фейнберга «1914-й» фотомонтажом кинохроники.

К началу работы над поэмой молодой Телингатер был уже признанным мастером. Первую книгу он сделал в 1923-м, и это было бакинское издание «Двенадцати» Александра Блока со шрифтовыми композициями и иллюстрациями из нарезанного линолеума. В «Никитинских субботниках» он оформил несколько книг Андрея Белого, писавшего: «За последнюю („Крещеный китаец“) особенно благодарен; в ней все необыкновенно изящно; кто художник? Передайте ему от меня благодарность; и „селедочный хвостик“ обложки я очень оценил».

Когда внимание Телингатера привлекла «Комсомолия», он служил в наборном цехе 1-й Московской образцовой типографии. Директор А.Бернадюк дал добро, по комсомольской линии участие приняла бригада 1-й Кинофабрики (режиссер Е.Коханов). Получился впечатляющий текст для декламации или даже представления, с типографскими шрифтами, документальными и постановочными снимками, композициями из элементов наборной кассы, цветными ударениями. «Типографский материал для любящего книгу и свое мастерство типографа — плоть от плоти самого текста книги».

Нынешнее издание «Комсомолии», помимо научного значения, к сожалению, приобрело и мемориальное. В минувшем декабре в Петербурге скончался один из редакторов-составителей — Михаил Карасик (1953—2017), крупный идеолог и практик жанра «книга художника», большой знаток русского (советского) авангарда. В числе последних его работ была статья для каталога выставки Эль Лисицкого (см. текст рядом на полосе). 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+