18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не сезон для дачной идиллии

№61
Материал из газеты

Петербург рискует потерять знаменитые исторические дачи в своих ближайших пригородах, в частности в Сестрорецке

Состояние старинных дач в ближайших пригородах Санкт-Петербурга, которые административно подчинены городу, специалисты называют катастрофическим. Градозащитники и местные жители бьют тревогу, надежды на благополучный исход тают с каждым годом.

Дыра в крыше

«Перед нами знаменитая дача Змигродского, у меня за спиной — дача Важеевской, — Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи», показывает журналистам на покосившиеся дома с разбитыми окнами. — Дачи находятся в ужасающем состоянии, и есть реальный риск, что мы их скоро потеряем».

Дачу Важеевской 1907 года в неорусском стиле многие считают чуть ли не самой здесь интересной. Сейчас она стоит с заколоченными окнами и провалившейся крышей, через дыру в которой летят дождь и снег. Наискосок — дача Змигродского. Еще два года назад в ней было общежитие, потом власти людей выселили, коммуникации отключили, но никакой особой охраны не установили. Вскоре дом облюбовали бомжи, начались пожары. Сейчас на него больно смотреть: остов обгорел, деревянные башни вот-вот рухнут. 

Хотя есть в Сестрорецке дома, которым повезло больше. Например, дача Витцеля, бывшего владельца ниточной мануфактуры, была построена из модного в начале XX века бетона и сейчас выглядит как новая. Или дача Кана — деревянная, но тоже неплохо сохранившаяся. Рядом находится загородный клуб «Скандинавия», главными его достопримечательностями являются две исторические дачи — присяжного поверенного Шаповаленко, изначально построенная в 1904 году и реконструированная в 2005-м, и купца Лихачева, построенная в 1903 году и отреставрированная в 2006-м. Всего в Сестрорецке под охраной более трех десятков дач, еще около сотни не имеют охранного статуса.

Не жизнь, а курорт

Сестрорецк входит в состав Курортного района Северной столицы. Район так назвали недаром: здесь расположены самые чистые пляжи и санатории. Бурное развитие Сестрорецка и окрестностей началось в конце XIX века. В 1894 году благодаря предприимчивости инженера-механика Петра Авенариуса сюда пришла Приморская железная дорога. А в 1900-м на берегу Финского залива Авенариус открыл один из первых в империи санаториев — «Сестрорецкий курорт». Это стало своего рода катализатором дачного бума. В первое десятилетие XX века здесь было построено около 350 дач. Сложился особый дачный стиль — дома, как правило деревянные, возводились с башенками, эркерами, верандами. Террасы и балконы застекляли цветными витражами.

После революции многие владельцы домов уехали. Роскошные дачи национализировали, в них разместились дома отдыха профсоюзов, пионерские лагеря. С распадом СССР рухнула и система профсоюзного отдыха, дачи оказались заброшены, начали ветшать, гореть. Часть из них Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) внес в список выявленных объектов культурного наследия или в реестр объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Но большинство находится в катастрофическом или близком к тому состоянии.

Спа для детей?

Судьба исторических дач в Сестрорецке давно волнует градозащитников Петербурга. С 2013 года они пытаются убедить власти в том, что эти памятники нужно срочно спасать. А в конце 2017-го грянул скандал: СМИ обнародовали проект, разработанный АО «Авенариум плюс», под который из бюджета Петербурга первоначально было выделено 70 млн руб., а в дальнейшем предполагалось выделить еще почти 1 млрд руб. В этом проекте, «концепции создания общественных пространств на базе исторических деревянных зданий и развития прилегающих к ним территорий в Курортном районе», говорится о строительстве крытого скейт-роллер-парка со скалодромом, создании некоей «территории детства» с «самым большим в городе многоуровневым, перехватывающим паркингом», детским оздоровительным центром со спа-салонами, массажными кабинетами и бассейнами.

Общественность вздрогнула, в прокуратуру пошли письма с требованиями проверить обоснованность выделения миллионов рублей из бюджета на «спа-салоны для детей». Руководство города организовало серию встреч с активистами и представителями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК).

Была создана рабочая группа по сохранению памятников деревянного зодчества, в которую вошел и Михаил Мильчик, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ. По его словам, проект «Авенариум плюс» не имеет отношения к проблеме сохранения исторических дач, это лишь использование части территории в Сестрорецке. «Мы будем следить за сохранностью исторических домов в Сестрорецке, — рассказал Михаил Мильчик корреспонденту TANR. — Всю работу решили делать в два этапа. В этом году КГИОП и ВООПиК разработают концепцию специальной целевой губернаторской программы по сохранению деревянного зодчества. Для этого нужно объехать все памятники и объекты, стоящие на охране, посмотреть ситуацию и провести первоочередные противоаварийные работы». Остается только надеяться, что исторические дачи дождутся этой помощи. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+