18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Третьяковке вспоминают художника-интеллигента Анатолия Никича

№61
Материал из газеты

Скорее представление, чем ретроспектива одной из самых ярких фигур «сурового стиля»

Единственная выставка Анатолия Никича (1918–1994) состоялась почти полвека назад — в 1969 году в Третьяковской галерее, и потому новая станет скорее представлением художника, чем ретроспективой в традиционном ее формате. Ученик соцреалиста Бориса Иогансона и бубнововалетовца Александра Осмеркина, Никич был одной из самых ярких фигур «сурового стиля», но далеко не самой типичной. Его самая знаменитая картина «Военные корреспонденты» (1965) посвящена не БАМу или строительству ГЭС, а Великой Отечественной вой­не. Она отчасти автобиографична: художник был фронтовиком, награжденным медалью «За взятие Берлина». Впрочем, все признаки «сурового стиля» в ней присутствуют: и лаконизм живописи, и специфически плоское построение пространства. Но только особое чувство цвета, способность сочетать самые изысканные, а вовсе не суровые оттенки выделяли его из ряда других шестидесятников.

Анатолий Никич любил и спортивные сюжеты, но и тут его, кажется, интересовали не столько рекорды, сколько возможность написать, как яркие цвета свитеров «Лыжников» смотрятся на фоне жемчужно-серебристого снега. И совсем нетипичным для художника «сурового стиля» был любимый жанр Никича — натюрморт, в котором угадывалось влияние его преподавателя, сезанниста Осмеркина. Именно в натюрморте Никич находил возможность поделиться чем-то личным, далеким от общественно-полезных интонаций «сурового стиля». В натюрмортах появлялась обстановка его мастерской с подрамниками, палитрой и драпировками, репродукциями любимых картин, иконами, афишей Фаворского, что многое говорит о самом художнике и его предпочтениях. 

Натюрморт позволял Никичу отмежеваться от актуальных тем и, идя дорогой эскапизма, сосредоточиться на экспериментах с цветом и формой. Большая часть выставки будет посвящена личности художника. В разделах «Ценности и люди» и «В мастерской» можно будет увидеть ранее не публиковавшиеся фотографии, видео- и аудио­документы, рассказывающие о ярких моментах биографии Никича, атмосфере времени, на которое пришлось творчество художника.  

Государственная Третьяковская галерея
Анатолий Никич
14 марта – 3 мая

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+