Женское лицо Ватикана: Барбара Ятта подвела итоги первого года в должности директора

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Руководитель прославленных музеев, занимающих большую часть города-государства, рассказала об обстоятельствах своего назначения, интересе понтифика к современному искусству, а также о связанных с этим интересом планах

Барбара Ятта, первая женщина на посту директора Музеев Ватикана. Фото: Governatorato SCV-Direzione dei Musei
Барбара Ятта, первая женщина на посту директора Музеев Ватикана.
Фото: Governatorato SCV-Direzione dei Musei

В мае 2016 года Барбару Ятту вызвал в свой римский особняк ее начальник — архиепископ Жан-Луи Брюгес, архивариус и библиотекарь Римской католической церкви. Он сказал, что получил письмо из Государственного секретариата Святого Престола, в котором сообщается, что Ятту выбрали новой главой Музеев Ватикана. Ей доверили руководство огромным комплексом художественных коллекций и архитектурных памятников, собиравшихся и создававшихся римскими папами на протяжении веков. Сюда входят памятники Античности и этрусские древности, картинная галерея, папские апартаменты, лоджии Рафаэля и, конечно, знаменитая Сикстинская капелла с росписями Микеланджело. Ради нового поста Ятте пришлось оставить Ватиканскую библиотеку, где она проработала около 20 лет, а с 2010 года возглавляла отдел гравюры. Причем, прежде чем сменить в должности директора музеев своего предшественника Антонио Паолуччи, она полгода должна была проработать его заместителем. Вот такие дела. «Услышав эту новость, я побледнела. Я была потрясена. Для меня это было как гром среди ясного неба», — вспоминает Ятта.

Не было ни долгого заполнения бумажек, ни даже официального собеседования. Ятту просто выбрали из шести кандидатов, предложенных председателем Папской комиссии по делам Государства-города Ватикан кардиналом Джузеппе Бертелло и генеральным секретарем монсеньором Фернандо Вергесом Альсагой. Ее кандидатуру сначала заочно одобрил папа Франциск, и вскоре назначение на этот пост женщины — впервые в истории Ватикана — стало свершившимся фактом. Официально в новую должность Барбара Ятта вступила 1 января 2017 года.

Управляются Музеи Ватикана, как ни странно, почти напрямую, сложных бюрократических цепочек здесь нет. Ятта подчиняется кардиналу Бертелло, а он, в свою очередь, докладывает непосредственно папе Франциску. Нет ни попечителей, ни управляющих советов директоров, ни комиссий.

Когда кому-то из музейных кураторов нужно приобрести произведение искусства, они обращаются к Ятте. Если экспонат очень дорогой, она спрашивает разрешения кардинала Бертелло. Но одобряет ли эти приобретения папа? По словам Ятты, иногда он участвует в принятии решений. «Недавно мы восстановили эпохальное произведение искусства в церкви Санта-Мария Маджоре», — говорит она. Это одна из трех папских базилик в Риме, которые находятся за пределами Ватикана, но управляются Святым Престолом и пользуются тем же статусом, что и иностранные посольства. «Этому проекту свое одобрение дал непосредственно папа», — сообщила Ятта.

Папская дипломатия

«Это музеи папы римского», — говорит Ятта. Они отражают приоритеты, интересы и политические амбиции понтифика. А папа Франциск известен как отличный дипломат, чья виртуозная внешняя политика привела к сближению с Китаем — после нескольких десятилетий разрыва. Дипломатические отношения испортились, в частности, из-за того, что в Поднебесной решили назначить собственных епископов, а Ватикан признал Тайвань независимым государством.

Папа считает, что искусство Музеев Ватикана должно служить «инструментом мира». Этот принцип лег в основу беспрецедентной инициативы, в рамках которой в марте параллельно открываются две перекрестные выставки. В Запретном городе в Пекине будет представлено около 40 китайских произведений из коллекции Ватикана, а в Музеях Ватикана покажут 40 работ из Китая. Барбара Ятта отказалась развить мысль о политической функции музеев, но отметила, что «полностью поддерживает» использование искусства в области культурной дипломатии. «Оно может и должно играть и эту роль», — говорит она.

А еще новый директор строит грандиозные планы относительно современного искусства. В Музеях Ватикана с 1970-х годов хранится коллекция произведений с религиозным содержанием, созданных послевоенными и современными авторами. Эти работы предполагается показать на выставке в более широком международном контексте, чего многие из них прежде никогда не удостаивались.

К 25-летию музея Энди Уорхола в американском Питтс­бурге Музеи Ватикана в 2019 году представят сов­местную выставку религиозных работ знаменитого поп-артиста, включая серию, вдохновленную «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Выставка пройдет сначала в спроектированном Джованни Лоренцо Бернини Braccio di Carlo Magno — флигеле Карла Великого площадью 1 тыс. кв. м на территории Ватикана, а затем в Соединенных Штатах. «Мы очень заинтересованы в изучении духовной стороны творчества этого художника, — говорит Ятта. — Для нас крайне важно выстроить отношения с современным искусством. Мы живем в мире образов, и церковь должна быть частью этого диалога».

Папа римский Франциск I. Фото: Jeffrey Bruno/Aleteia
Папа римский Франциск I.
Фото: Jeffrey Bruno/Aleteia
Франциск I
Папа римскийМузеи Ватикана должны стремиться к тому, чтобы стать еще прекраснее и гостеприимнее. Они должны охватывать новые формы искусства. Они должны открыть свои двери людям со всего мира и служить инструментом диалога между различными культурами и религиями, инструментом мира. И они должны быть живыми! Не пыльными хранилищами прошлого, доступными лишь немногим избранным... а активными [институциями], которые бережно хранят свои коллекции, чтобы сегодня они могли восхищать людей всего мира, начиная с самых обездоленных своих посетителей.Из беседы папы Франциска I с журналистом Тицианой Лупи в книге «Моя идея искусства» (2015)

Многозадачность

Ятта не занимается финансовыми вопросами и бюджетами, поэтому она не смогла сказать, какая часть музейных расходов покрывается прибылью от продажи билетов и сувениров, а какие суммы непосредственно выделяются Ватиканом. «Многие проекты финансируются дружественными организациями в США и Европе» — это все, чего удалось добиться от директора.

По словам Ятты, самое трудное в ее новой работе — то, что теперь «в день надо решать сразу множество различных задач». Главная головная боль — 6 млн посетителей в год, подавляющее большинство которых рвутся сразу к Сикстинской капелле. Пока директор не собирается вводить ограничения на количество посетителей, однако планирует открыть второй вход в музеи, чтобы перенаправить потоки в менее популярные залы. Она курирует программу переподготовки около 350 гидов, чтобы побудить коллег показывать своим подопечным другие семь километров галерей и залов, а не просто вести их по проторенной тропе — «великолепной миле», то есть маршруту, ведущему от входа прямиком в Сикстинскую капеллу.

Толпы шумящих туристов, оставляемые ими грязь и мусор представляют собой другую проблему, о которой нельзя забывать. Защита произведений искусства от пыли — это гигантский, бесконечный труд. По словам директора, работы по очистке от пыли Сикстинской капеллы проводятся ежегодно. Около месяца по вечерам, после закрытия музеев, большая команда реставраторов кропотливо счищает пыль и грязь с фресок Микеланджело. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+