Королевская академия художеств отмечает 250-летие выставкой «С натуры»

Извлеченные из собрания академии произведения живописи, графики и скульптуры и работы современных авторов дают возможность проследить эволюцию рисования с натуры с XVIII века до наших дней

Джонатан Йео. «Консервирующая машина». 2017. Фото: Jonathan Yonathan Studio
Джонатан Йео. «Консервирующая машина». 2017.
Фото: Jonathan Yonathan Studio

Уже более 200 лет копирование гипсовых слепков с античных скульптур, а затем рисование в классе с натурщиками оставались главными методами обучения художников. Королевская академия художеств в Лондоне, старейшее художественное заведение Великобритании, основанное в 1768 году Георгом III и отмечающее в этом году 250-летний юбилей, не была здесь исключением. Лишь совсем недавно она отменила классы рисования, что не помешало однако в ее же стенах посвятить обучению с натуры отдельную выставку. Извлеченные из собрания академии произведения живописи, графики и скульптуры плюс работы современных авторов дают возможность проследить эволюцию этого метода с XVIII века до наших дней. 

Ричард Харраден. «Рисование с натуры в   Королевской академии художеств». 1808. Фото: Royal Academy of Arts, Londo
Ричард Харраден. «Рисование с натуры в   Королевской академии художеств». 1808.
Фото: Royal Academy of Arts, Londo

«На выставке можно не только проследить, как художники в разное время работали с натуры, но и показать, что они продолжают делать то же самое и сегодня, но уже пользуясь другими, новыми средствами», — говорит куратор Адриан Лок. Так, Энтони Гормли представлен скульптурными автопортретами в рост, созданными при помощи цифрового скана со слепков, сделанных им с собственного тела. В интервью в каталоге выставки Гормли объясняет, почему использовал слепки, а не зеркало, как обычно делают художники, когда пишут автопортреты: «Мне интереснее жить в своем теле, а не смотреть на него со стороны». В свою очеред Джонатан Йео, который начинал с традиционных живописных портретов, на выставке представил серию автопортретов в формате 3D, раскрашенных при помощи программы Google’s Tilt Brush.Отдельный зал отведен под проект Джереми Деллера Pop Life Class. Он включает 170 рисунков 21 нью-йоркского художника, которых в прошлом году Деллер пригласил в класс рисования в Новой академии художеств в Нью-Йорке, и где вместо безымянного натурщика им в обнаженном виде позировала легенда американского рока Игги Поп. То есть рисунок с натуры сегодня стал частью и новых медиа, и жанров, конкретно в проекте Деллера — концептуального искусства и перформанса. 

Проект Джереми Деллера Iggy Pop Life Class. Музыкант Игги Поп позирует обнажённым на уроке рисования в Нью-Йоркской академии искусств. Получившиеся работы показаны на выставке в Бруклинском музее в Нью-Йорке. 2016. Фото: Elena Olivo / Brooklyn Museum
Проект Джереми Деллера Iggy Pop Life Class. Музыкант Игги Поп позирует обнажённым на уроке рисования в Нью-Йоркской академии искусств. Получившиеся работы показаны на выставке в Бруклинском музее в Нью-Йорке. 2016.
Фото: Elena Olivo / Brooklyn Museum

Но так ли на самом деле? Зритель начинает сомневаться в этом, оказавшись в зале с живописью недавно почившего Люсьена Фрейда, самого традиционного, но даже на фоне всех технологических чудес, самого живого британского классика.
Фрейд никогда не использовал фотографию, как его коллеги, все писал исключительно с натуры — даже мельчайшие детали интерьера. Вначале набрасывал углем рисунок, затем стирал его, оставляя лишь абрис, а после писал поверх него. Но при этом Фрейд нарушал другую традицию — прописывал сначала отдельные части картины и только в конце переходил к общей композиции. В этом зритель может убедиться на выставке, с включенной в нее незаконченной картиной Фрейда «Начало. Блондинка» (1980), где прописаны только плечи, шея и часть лица модели.

Королевская академия  художеств
С натуры
До 11 марта

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+