«Сказание о граде Свияжске» представят в Третьяковской галерее

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Выставка задумана как путешествие в середину XVI века, когда недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, был основан новый город. Об этом событии расскажут древние рукописи и иконы

«Благословенно воинство небесного царя...». (Церковь воинствующая). Фото: Третьяковская галерея
«Благословенно воинство небесного царя...». (Церковь воинствующая).
Фото: Третьяковская галерея

«Сказание» станет «ответным визитом» на выставку шедевров живописи из Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств Республики Татарстан «Гений века», показанную в Казани в минувшем году. Как и тогда, новый проект совместный, но круг участников заметно расширился. Сто произведений древнерусского искусства собраны из ГТГ, Музея изобразительных искусств и Национального музея Татарстана, Исторического музея, Ярославского, Муромского и Звенигородского музеев, а также из Российской государственной библиотеки и Библиотеки Академии наук.

Выставка задумана как путешествие в середину XVI века, когда недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, был основан новый город. Рукописи и иконы рассказывают об этом событии. Впервые в Москве будут показаны иконы двух уникальных по полноте и составу древних иконостасов Свияжска XVI — начала XVII века из деревянной Троицкой церкви и каменного Успенского собора.

Икона «Явление Богоматери святому Сергию». Первая половина XVI в. Фото: Третьяковская галерея
Икона «Явление Богоматери святому Сергию». Первая половина XVI в.
Фото: Третьяковская галерея

На основе картины Анастасия Черногорова «Внутренний вид церкви» 1875 года, описаний разного времени и фотографий начала ХХ века казанские ученые воссоздали историю иконостаса на протяжении трех с половиной веков. 

Однокупольное здание Успенского собора, самого большого храма Свияжска, было заложено в 1556 году и освящено в 1561 году. В 2017 году собор включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Первоначально его иконостас содержал три чина с 28 иконами. Его дальнейшая история также прослежена сотрудниками казанского музея. Лучшие иконы — «Введение во храм» и «Сошествие в ад». Впервые публика увидит редкие произведения лицевого шитья XVI века из Национального музея Татарстана. Эти литургические предметы были вкладами воевод и священников в местные храмы и монастыри, один из них — пелена с изображением Богоматери Казанской, древнейшее из дошедших до нас изображений знаменитой иконы.Из Третьяковской галереи на выставке несколько икон, в том числе «Иоанн Предтеча в пустыне» и «Походная церковь» середины XVI века.  

Государственная Третьяковская галерея
Сказание о граде Свияжске
21 февраля – 20 мая

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+