18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дэвид Хокни написал свою историю искусства

№60
Материал из газеты

Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом

В  этой книге — своеобразной и яркой и в то же время совсем простой — много знакомых репродукций и сведений. Художник Дэвид Хокни и искусствовед Мартин Гейфорд ведут в меру ученую беседу о способах и методах изображения мира на плоскости, продвигаясь от пещерных рисунков к нашему цифровому сегодня. Но их версия истории искусства опирается не на смену стилей и идеологий, а на развитие оптики, на появление новых технологий, будь то масляная живопись, фото и кинокамера, iPad.

Тон, разумеется, задает Хокни, а Гейфорд поддерживает тему, дополняя слова художника историческими сведениями. Хокни образован, насмотрен и начитан, а Гейфорд наблюдателен и чувствителен к искусству, так что беседуют они на равных. Часто даже не замечаешь пометок «ДХ» и «МГ». 

В 2001 году Хокни выпустил книгу «Тайное знание: Восстановление утраченных техник старых мастеров». В ней он убеждал читателей в том, что художники для создания картин веками пользовались различными оптическими приборами: сферическими зеркалами, камерой-обскурой, камерой-люцидой. Тем, кто прочел первую книгу, вторая будет интересна лишь отчасти, а тем, кто не читал, «Истории картин» будет достаточно, чтобы с Хокни согласиться. «Представление о том, как сделана картина, не объясняет магии творчества. Ничто ее не объясняет. Иногда нам кажется, что мы раскрыли тайну, но это иллюзия». В пример приведена необъяснимо прекрасная картина Яна Вермеера «Искусство живописи», где «в фокусе все». Правда, тут же Хокни начинает доказывать, что она не могла быть создана без оптических приборов. Но дальше говорит, что великие умеют писать незримое — воздух или внутреннее состояние человека. Книга ДХ и МГ не научпоп, а лирика, признание в любви к картине, какими бы способами она ни была сделана. 

Замечательная особенность издания — то, что все изображения помещены рядом с высказываниями о них. Читатели исследуют картины вместе с Хокни и Гейфордом. И хотя воспроизведены всем знакомые, хрестоматийные вещи, все равно смотришь на них если не по-новому, то с удовольствием. Как на родных. И обнаружив сходство композиций кадра из «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса (1941) и «Благовещения» Лоренцо Лотто (около 1534), радостно удивляешься, словно увидел собственный нос на фотографии прапрабабушки. Естественно, что и вещи самого Хокни начинаешь понимать гораздо лучше.

Он работал с разными медиа: писал картины, занимался фотографией, пользовался iPhone и iPad. И в 80 лет Хокни охотно экспериментирует. Он считает, что возможность создавать картины с помощью смартфонов и распространять их в соцсетях произвела революцию в мире образов, сравнимую с распространением книгопечатания. Но, чем больше в мире изображений, тем меньше их ценность. «Надо полагать, большая их часть исчезнет, причем почти мгновенно. Какие-то из них кто-то решит сохранить, и они останутся. Сохранение — всегда результат того, что кто-то решил о нем позаботиться. Это вопрос любви».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+