18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси

№60
Материал из газеты

Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства

Ринат Волигамси (р. 1968) вышел не из «Шинели» Гоголя, а скорее, из его «Носа». Фантасмагорическая история коллежского асессора Ковалева по степени абсурда близка сюрреалистичным живописным сагам Волигамси. Художник из Уфы стал знаменит, ярко заявив о себе проектом «Снег». Впервые он был показан в галерее «11.12» в параллельной программе 5-й Московской биеннале в 2013 году, а затем номинирован на Премию Кандинского в 2014-м. Безумная жизнь советского военного городка, затерянного в вечной зиме, была написана с документальной точностью в технике «холст, масло», хотя в ее основе лежали черно-белые фотографии из советских газет. Интерес к выдуманным историям появился у Волигамси еще в ­2000-х, когда родился его первый художественный мем, посвященный жизни Владимира Ленина и его брата-близнеца, созданного в Photoshop. С тех пор фантастические, подкрепленные псевдодокументальными доказательствами истории вошли в художественный арсенал Волигамси. Впрочем, этот прием хорошо известен еще со времен московского концептуализма, макабрических проектов Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

На первой музейной ретроспективе художника будут показаны работы последних десяти лет. Ее куратор Валентин Дьяконов соединил проекты разных лет, строя экспозицию как хронику жизни вымышленного города Двоегорска — побратима американского поселения Твин-Пикс. 

«Ужасы нашего городка» вполне могли бы посоревноваться с сериалом Дэвида Линча. Старушка, подкармливающая динозавров, ящики, где вместо боеприпасов хранится снег, вскарабкавшиеся друг на друга избушки, пожалуй, могли бы появиться и в галлюциногенных романах Павла Пепперштейна. Между тем, глядя на все эти сюрреальные сюжеты, возникает настолько настоящее ощущение русской жизни, где безумная сказка стала безумной былью, что хочется ущипнуть себя, чтобы скорее очнуться от дурного сна.

Московский музей современного искусства
Ринат Волигамси. Двоегорск
14 февраля – 18 марта

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+