Музей хлеба в Санкт-Петербурге расширил экспозицию в два раза

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

В историческом здании недалеко от Финляндского вокзала к прежним четырем залам добавилось еще столько же

В экспозиции петербургского музея среди прочего нашли отражение старинные технологии изготовления хлеба. Фото: Санкт-Петербургский музей хлеба
В экспозиции петербургского музея среди прочего нашли отражение старинные технологии изготовления хлеба.
Фото: Санкт-Петербургский музей хлеба

По меркам музейной жизни он совсем юный: в 2018 году Музею хлеба исполняется 30 лет. На закате советской эпохи на базе объединения «Ленхлебпром» был создан ведомственный Музей истории хлебопечения, первый в стране. Тогда главными считались две задачи. Еще были живы блокадники, выпекавшие хлеб, и важно было собрать их свидетельства. Другая задача — привлечь молодое поколение к профессии хлебопека. 

Музей получил 730 кв. м в здании комбината хлебобулочных изделий на Лиговском проспекте. Экскурсии завершались в действующем цехе. Но в начале 1990-х годов комбинат закрыли, приватизированное здание превратилось в бизнес-центр, проблемы профориентации никого больше не интересовали. Чтобы спасти коллекцию, первый директор музея Михаил Глазамицкий добился создания городского учреждения культуры «Музей хлеба». Распоряжение подписал в 1993 году Владимир Путин, в тот момент исполнявший обязанности мэра Санкт-Петербурга.

Музей начали трансформировать в историко-бытовой, чтобы привлечь в него самую широкую, прежде всего детскую, аудиторию. Сотрудники обошли все хлебозаводы, собрали материалы и старое, «антикварное» оборудование. Общались с профильными коллекционерами, которых совсем немного, и они себя не афишируют. Проводились закупки, принимались дары: посуда, утварь, бытовые предметы. В итоге Музей хлеба стал обладателем уникального артоса середины XIX века — расписанного пасхального хлеба. Вставленный в оклад наподобие иконы, он чудом пережил блокаду. Неизменной популярностью у посетителей пользуется и большая коллекция фантиков и кондитерских коробок эпохи модерна: «Жорж Борман», «Ландрин», «М. Конради». Общий объем фондов достиг 30 тыс. единиц хранения.

Один из новых разделов экспозиции. Фото: Санкт-Петербургский музей хлеба
Один из новых разделов экспозиции.
Фото: Санкт-Петербургский музей хлеба

Со временем сожительство с бизнес-центром перестало устраивать обе стороны, начались долгие поиски свободного помещения, принадлежащего Петербургу. В 2009 году в двух шагах от Финляндского вокзала освободилось здание районного суда общей площадью почти 2 тыс. кв. м. Как говорит Марина Яковлева, возглавляющая Музей хлеба с 1995 года, это было предложение, от которого не отказываются. Хотя статус памятника архитектуры сулил много проблем при приспособлении особняка под музей. «Все, что разрешил нам комитет по охране памятников, — это передвинуть одну перегородку и пробить дверь для доступа из гардероба в туалет», — замечает Яковлева. Впрочем, строгости объяснимы. Дом построен в 1827–1829 годах потомственным почетным гражданином, купцом Иваном Пастуховым, владевшим большим участком на берегу Невы неподалеку от нынешнего Финляндского вокзала. Первый этаж каменный, второй — деревянный. Памятников деревянной архитектуры в центре Петербурга осталось совсем немного. Советское время пощадило главную ценность интерьеров — изразцовые печи, они были зашиты и хорошо сохранились. Одна из них отделана кузнецовским фарфором.

Реставрационные работы в доме Пастухова начались в 2011-м, музей поселился там в декабре 2015 года. До этого опросили постоянных посетителей, что они в первую очередь хотели бы видеть на новом месте. Те высказались за четыре прежних раздела: «Блокадный хлеб», «Петербургская кондитерская», «Хлеб в культуре восточных славян» и «Кухня по Елене Молоховец». В кондитерской, помимо упаковок, выставлены обшитый деревом кассовый аппарат Anker 1920-х годов и немецкая тестоделительная машина фирмы «Г. Гербет». В зале Молоховец показана утварь, упомянутая в знаменитой кулинарной книге. Например, жестяной сотейник для форшмака, селянки, рубцов, битоса, соуса из почек. Или керамический фильтр для воды бирмингемской фирмы «Эдвард Гем и Ко».

Четыре новых раздела постепенно воссоздают хлебную хронологию. Первый — «Торговля хлебом в Петербурге в XVIII — начале XX века» — рассказывает о ночных лавках, московских, немецких, французских булочных, разносчиках, торговле с лотков. 

Второй — «Производство хлеба и торговля в Ленинграде в 1945 — 1990-е годы» включает такие неожиданные темы, как освоение целины, хлеб для космонавтов, а также историю знаменитого кафе «Сайгон» и менее известных, но тоже заслуживших неформальные прозвища «Лягушатника» и «Колобка». 

Третий раздел посвящен строительству Кушелевского и Левашовского хлебозаводов — хрестоматийных памятников ленинградского конструктивизма. Там была применена система выпечки хлеба инженера Георгия Марсакова: на верхний этаж загружались вода и мука, внизу фургоны забирали готовые буханки.

Четвертый зал — «Снабжение Петербурга зерном в XVIII — начале XX века». До появления железных дорог зерно из Черноземья и Поволжья в столицу доставляли по трем водным системам: Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской.  

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+