Виртуальным искусством заинтересовались коллекционеры

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

С приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен все более актуальными становятся вопросы авторского права, тем более что над созданием VR-произведений обычно работает сразу несколько специалистов разного профиля

Работа «Пороги» Мэта Коллишоу воспроизводит выставку фотографий Генри Фокса Тальбота 1839 года. Фото: Graham Carlow
Работа «Пороги» Мэта Коллишоу воспроизводит выставку фотографий Генри Фокса Тальбота 1839 года.
Фото: Graham Carlow

Сегодня виртуальное искусство уже перестало быть курьезом, интересующим исключительно программистов-гиков. Такие художники, как Пол Маккарти, Марина Абрамович и Джефф Кунс, начинают создавать произведения в виртуальной реальности (VR), а появляющиеся один за другим технологические стартапы предлагают все новые платформы для их распространения и продажи. Но с приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен возникают некоторые юридические и этические вопросы, в том числе о том, кому принадлежит такое искусство, как защитить свои произведения и кто имеет право размещать их в общественном виртуальном пространстве.

В конце 2017 года лондонская фирма Acute Art запустила виртуальную галерею с новой работой Олафура Элиассона «Радуга», имитирующей это явление природы. Произведение могут посмотреть те, кто оплатит членство в клубе галереи за $9,99 в месяц или $29,99 в год. Члены клуба используют собственные VR-гарнитуры.

Выставка фотографий Генри Фокса Тальбота 1839 года, воспроизведение которой можно увидеть через VR-очки. Работа «Пороги» Мэта Коллишоу. Фото: Мэт Коллишоу
Выставка фотографий Генри Фокса Тальбота 1839 года, воспроизведение которой можно увидеть через VR-очки. Работа «Пороги» Мэта Коллишоу.
Фото: Мэт Коллишоу

По словам главного технолога Acute Art Дадо Валентича, в ближайшие месяцы на такой же основе будут представлены произведения Абрамович, Кунса, Аниша Капура, Натали Юрберг, Энтони Гормли и Мэта Коллишоу. Некоторые из работ, например «Радуга» Элиассона, находятся в совместной собственности художников и Acute Art. Для датско-исландского художника, в мастерской которого работает несколько программистов, сотрудничество принципиально важно. «Я хочу показывать свое творчество на разных платформах, но при этом оно должно быть доступным. Технологии быстро развиваются, и я не хочу ограничиваться каким-то одним решением», — говорит Элиассон.

Связанные с авторскими правами вопросы могут дополнительно усложняться тем, что в работе над VR-произведениями участвует несколько специалистов, от программистов до дизайнеров. Регистрация авторских прав на код может быть затруднительной — и нежелательной для художников. «Можно зарегистрировать авторские права на исходный код программы как на литературное произведение; кроме того, создающаяся на основе исходного кода эстетическая форма является другим слоем произведения, права на которое тоже можно зарегистрировать, — объясняет Кэтрин Льюис, юрист из нью-йоркской фирмы Meister Seelig & Fein. — Однако некоторые разработчики не спешат обращаться в бюро регистрации авторских прав, поскольку это делает их коды публичной информацией, что по сути равноценно раскрытию профессиональной тайны».

Вышедший на рынок на Венецианской биеннале этого года производитель VR-продукции Khora Contemporary предлагает модель, отличную от Acute Art. Копенгагенская фирма заказывает и создает произведения совместно с художниками и их галереями, причем за продажи отвечают последние. Среди работавших по этой схеме художников — Маккарти, Кристиан Леммерц, Эрик Паркер и Юй Хун. Их творчество оценивается в диапазоне от $15 тыс. до $300 тыс. (за произведение Маккарти, которое можно увидеть в Hauser & Wirth и Xavier Hufkens), а производственные расходы составляют от $15 тыс. до $50 тыс. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+