Портрет советского художника Семена Белого в юности

Выставка ранних работ Белого открылась в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Семен Белый. «Крым». 1960-е. Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Проводы корабля». 1960-е. Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Автопортрет на фоне Покрова на Нерли». 1964. Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Карпаты». 1960-е. Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Коктебель. Ослик». 1966. Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Крым». 1960-е.
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Проводы корабля». 1960-е.
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Автопортрет на фоне Покрова на Нерли». 1964.
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Карпаты». 1960-е.
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Семен Белый. «Коктебель. Ослик». 1966.
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Семен Белый известен как график-станковист и иллюстратор, но на выставке показаны его ранние работы, сделанные еще в студенческую пору, в 1960-е. О чем и говорит название выставки, напоминающее о романе Джеймса Джойса «Портрет художника в юности». Как рассказал Петр Белый, сын художника и куратор выставки, для него самого эта графика стала настоящим открытием. «После смерти отца я сделал несколько его выставок. Подробно изучая его наследие, погружаясь в глубь времен, я дошел до самых ранних работ. Они долго лежали в папках и были совершенно незнакомы, мне в том числе. Встреча с ними стала для меня своего рода переоткрытием творчества отца».

Выставка рассказывает о становлении молодого художника в знаменательное для страны время надежд, короткий, но важный для этого становления период оттепели. Тогда Семен Белый много ездил по СССР и оставил большое количество путевых зарисовок. На его гуашах и акварелях можно увидеть цветущий Южный берег Крыма, слепящую синеву Бухары, пронзительную зелень Карпат и просторы поволжских степей. Работы эти ярки по цвету и просты по форме, но в них уже заметно формирующееся мировоззрение художника, которое позже отчетливо проявится: Белый даже в сюжетах о парадах и демонстрациях остается лириком и романтиком. В середине 1970-х Семен Белый вошел в «Группу восьми» — объединение художников «левого крыла» ЛОСХа, отличавшееся нестандартной широтой формальных поисков.

Куратор собрал в выставочном зале все комнатные растения, какие нашел в музее. По задумке Петра Белого, эта зелень не только символизирует юный возраст автора работ, но и передает атмосферу времени надежд и ожидания перемен.

Выставка продлится до 27 февраля.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+