18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Серебряный лик

№60
Материал из газеты

Работа Владимира Михайлова из ограниченной серии посвящена одному из главных символов Петербурга

Казанский кафедральный собор по праву считается одним из главных символов Северной столицы. Он назван в честь Казанской иконы Божией Матери, сыгравшей немаловажную роль в российской истории. Именно ему посвятил свое произведение из ограниченной серии художник-ювелир Владимир Михайлов.

Великая святыня — Казанская икона Божией Матери была обретена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города. По легенде, Пресвятая Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне Онучиной и сама указала место на пепелище, где нужно искать ее образ. 

Чудом сохранившаяся в пламени пожара икона была перенесена в ближайший храм Святителя Николая, а затем в Благовещенский собор. Во время шествия исцеление получили слепые Иосиф и Никита. С того времени у иконы начали совершаться чудеса. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед святым образом, после чего, как принято верить,  враг и был повержен. Позже указом Петра икона была перенесена в Санкт-Петербург с благословения духовного наставника и друга царя воронежского епископа Митрофана. Он предсказал, что икона станет покровительницей и заступницей Петербурга и, пока образ будет находиться в городе, враг в него не вступит. 

Почти столетие Казанская икона не имела постоянного пристанища, ее переносили из одной церкви в другую, освящая тем самым весь Санкт-Петербург. В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект храма, а в 1801 году уже по указу его сына Александра I был заложен кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Собор, своей колоннадой отсылающий к собору Святого Петра в Риме, возводился по проекту Андрея Воронихина на месте церкви Рождества Богородицы. Строительство продолжалось десять лет и было окончено в 1811 году. С тех пор Казанский собор, одно из самых красивых сооружений Санкт-Петербурга, хранит почитаемый образ.

Работа Владимира Михайлова, посвященная собору и его главной святыне, дополняет коллекцию изделий, которые художник создает для особенных случаев. В ограниченной серии есть, к примеру, уникальная икона «Воскресение Господне», которая прячется в бутоне розы из серебра, и невероятный «Календарь двунадесятых праздников», который представляет собой миниатюрный сборник евангельских сюжетов на праздничном аналое. 

В центре новой работы над развернутым к зрителю фасадом Казанского собора с колоннадой, как в алтаре, возвышается икона — чудотворный лик Богородицы с Христом, слегка склонившей голову в сторону восседающего у нее на руках Богомладенца. Взгляды Богородицы и Христа обращены к молящимся, выражая особую полноту общения Бога и его творения — человека. Оборотная сторона изделия имеет духовный и символический характер. Среди пышного орнамента, оплетающего контур иконы, изображен восьмиконечный православный крест, аллегорически отражая Древо жизни среди цветения райского сада. Пьедестал иконы украшен элементами каменной рустики и узорной оградой. Венчает чудотворный образ маковка с крестом, придавая произведению облик храма. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+