18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Иране открылся первый музей, посвященный художнице

Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране

Главная женщина в иранском искусстве, 93-летняя художница Монир Шахруди Фарманфармаян, передала более 50 своих работ в дар новому музею в Тегеране. Музей Монир, который открылся в бывшем дворцово-парковом комплексе XIX века в декабре, стал первой в Иране институцией, посвященной творчеству женщины. «Я оставляю стране произведения, дающие представление о работе всей моей жизни, — призналась Фарманфармаян в интервью The Art Newspaper. — Моя любовь к родной культуре видна во всем, что я создаю».

Художница, которая родилась в 1924 году в древней персидской столице Казвин, вернулась в Иран в 2004-м, большую часть жизни проведя за рубежом, куда была вынуждена уехать в конце 1970-х. Сегодня, несмотря на болезнь, она продолжает работать в своей студии в Тегеране, где ей помогают несколько ассистентов.

Знаменитые причудливо геометрические мозаики Фарманфармаян из зеркального стекла навеяны традиционными украшениями и узорами иранских мечетей и дворцов. Именно этими работами художница прославилась как у себя на родине, так и в мире. Большая часть ее собственной коллекции иранского искусства была конфискована после бегства шаха и провозглашения Исламской Республики в 1979 году.

Музей Монир открылся под крылом Тегеранского университета. Он находится в Негарестанском саду, дворцовом комплексе времен правления династии Каджар (1795–1925), бывшем музее культуры, который позже был закрыт. Интерьеры для новой институции были переосмыслены иранским архитектурным бюро Reza Najafian.

«Для Монир большая честь, что у нее на родине ее заслуги признали именно таким образом — открыв ее музей, — говорит пресс-секретарь галереи The Third Line, которая представляет художницу в Дубае. — Для Ирана это случай беспрецедентный». Фарманфармаян подарила музею более 50 своих работ, охватывающих шесть десятилетий ее карьеры, на условиях вакфа — исламского института передачи собственности на религиозные или благотворительные цели. К числу этих произведений относятся работы из цикла «Горе» — скульптуры, фотоколлажи, гравюры и объекты, созданные в память о ее муже Аболбашаре Фарманфармаяне, который умер от лейкемии в 1991 году. Он был родом из старинной иранской семьи, очень влиятельной до исламской революции. Возможно, именно поэтому в названии музея используется только имя художницы, но не фамилия.

В экспозиции также можно увидеть работы из серии «Девятиугольник» — зеркальные мозаики на гипсе и дереве, которые были представлены в 2015 году на первой ретроспективе Монир, организованной Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Та выставка открылась ровно через 70 лет после первого приезда будущей художницы в США, где она обучалась в Университете Корнелла и Школе дизайна Парсонса. Позднее Монир работала иллюстратором в Vogue, дружила с такими художниками, как Энди Уорхол и Виллем де Кунинг.

Свой персональный узнаваемый стиль Фарманфармаян нашла во время посещения мечети Шах-Чераг в Ширазе, где она побывала в 1970-х, приехав на родину на отдых (тогда авиасообщение между Ираном и США еще было регулярным). Это место паломничества славится своим богатым убранством — сверкающим зеркальным интерьером. «Ее заслуга в том, что она воздала должное мастерству и архитектуре Ирана, вобрала в себя то, что всегда здесь присутствовало, и познакомила с этим мир», — говорит куратор Роза Исса, представлявшая Фарманфармаян в Лондоне. По ее словам, творчество Монир, в свою очередь, породило множество подражателей в Иране.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+