18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый немецкий закон о защите культурных ценностей: итоги первого года

№59
Материал из газеты

Представители арт-рынка Германии жалуются, что закон привел к спаду покупательской активности

Год назад Германия приняла вызвавший бурную дискуссию закон о защите культурных ценностей (Kulturgutschutzgesetz). Направленный на ограничение нелегального импорта древностей, он также ужесточил контроль за экспортом произведений, которые могут быть признаны «национальным достоянием». Несмотря на протест со стороны представителей арт-рынка, бундесрат (федеральный совет, в который входят представители правительств 16 регионов Германии) принял закон подавляющим большинством голосов в июле 2016-го. 

Отчет по результатам первого года запланирован на 2018-й, однако сомнения в эффективности закона звучат уже сейчас. Многие утверждают, что произведения искусства продаются за границу в обход закона. Серьезной потерей для Германии стала продажа «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского из собрания покойного кельнского коллекционера Вильгельма Хака. В 1974 году он приобрел полотно, хранившееся в Третьяковской галерее, у советского правительства (такой провенанс объясняет, почему на лондонских торгах Sotheby’s в июне 2017 года оно ушло за рекордные £33 млн). В немецких СМИ также высказывались предположения о том, что перед принятием закона представители династии Гогенцоллернов (бывших правителей Пруссии) вывозили произведения искусства в Лондон и другие места, чтобы успеть обойти вводимые ограничения на экспорт. Действительно, на состоявшихся в Лондоне 5 июля этого года торгах Sotheby’s ушли с молотка полотна, висевшие когда-то в их дворце Сан-Суси в Потсдаме, в том числе картина «Пруд Венеры в Тиргартене» Якоба Филиппа Хаккерта (1761). Впрочем, семья Гогенцоллернов постепенно распродает произведения искусства еще с 1920-х годов.

Страх, что коллекционеры бросятся вывозить из Германии свои собрания, все же преувеличен. Представители компаний, специализирующихся на транспортировке произведений искусства, подтверждают, что некоторые их клиенты  действительно интересовались услугами хранения в Женеве и Лондоне, но решили не прибегать к ним из-за высоких цен.
Ситуация с ввозом ценностей, напротив, изменилась очень серьезно. Председатель Sotheby’s Europe Филипп фон Вюрттемберг говорит, что закон «ограничивает приток произведений искусства, поскольку коллекционеры не знают, что произойдет в будущем с их работами, если те окажутся в Германии».  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+