18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотографии Кремля после обстрела осенью 1917-го собраны в одном альбоме

№59
Материал из газеты

Издание «Московский Кремль после артиллерийского обстрела осенью 1917 года» посвящено катастрофическому моменту столетней давности. Некоторых зданий, запечатленных на его страницах, нам не увидеть уже никогда

Это, конечно, альбом по истории архитектуры, но нетипичный, посвященный лишь одному катастрофическому моменту. Не созиданию, а разрушению. Между нами и снимками из альбома — ровно столетие. Основная их часть была сделана в начале ноября 1917 года, сразу после окончания боев в Москве, вспыхнувших 27 октября в результате захвата власти большевиками и продолжавшихся до вечера 2 ноября. Снимать израненный Кремль, подвергшийся артиллерийскому обстрелу, начали уже 3 ноября. 

Альбом открывает фотография, сделанная известным московским фотографом Дмитрием Гусевым: угловая мозаичная комната Малого Николаевского дворца с пробоиной в стене, с выбитыми стеклами, с полом, засыпанным каменными обломками.

Предваряет книгу обстоятельный исторический очерк ее составителя Ирины Пармузиной. Здесь подробно, со ссылками на прессу тех дней, письма и дневники современников, описываются московские события осени 1917 года. Далее следуют кадры разного времени. Каждому сопутствует комментарий — цитата из современного ему документа. Чаще всего из тех, которые составитель называет «самыми беспристрастными»: акты, доклады, протоколы осмотра поврежденных зданий. Все это писалось одновременно с фотосъемкой в рамках деятельности комиссий, фиксировавших разрушения строений Кремля. 

Часть фотографий была сделана с 5 по 16 ноября 1917-го сотрудниками фотоателье Петра Павлова. Эти снимки хранятся в Музеях Московского Кремля и публиковались в виде открыток. Другая часть того же собрания — стеклянные негативы с видами сооружений, бывших в ведении Дворцового управления: кремлевские башни, теремные церкви, Благовещенский собор... Все это снимал, по-видимому, в ноябре — начале декабря того же года упомянутый Гусев.

Некоторых зданий, запечатленных на этих страницах, нам не увидеть уже никогда. Пройдет всего 12 лет, и будет уничтожен Малый Николаевский дворец, интерьеры которого тут можно рассмотреть. Вместе с ним погибнет занимавшая во дворце два нижних этажа церковь Апостолов Петра и Павла. Тогда же разрушат стоявший рядом Чудов монастырь. Чуть раньше, в 1928-м, сгинет церковь Святых Константина и Елены. Труды реставраторов 1918-го пойдут прахом. Еще и поэтому вглядимся внимательнее в эти развороченные стены, в которых незадолго до момента съемки шла осмысленная, подробная, тщательно устроенная жизнь. Она пока не успела отсюда уйти. Здесь, на фотографиях, многое покалечено, но все еще живо. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+