Четыре самые интересные выставки этой недели

Рисунки о рисунках в Русском музее, японская бронза эпохи Мейдзи в Историческом музее, американский фотограф Минккинен и арт-группа ЕлиКука в рамках Х Фотобиеннале — все самое интересное на выставках этой недели.

Выставка «Актуальный рисунок» в Русском музее структурирована по нескольким типам рисунка, где основные предложены кураторами, а выявлением «ближайших родственников» зрителю предстоит заняться самому. Первый тип — традиционное рисование в контексте актуального искусства (увеличение масштаба, использование в инсталляциях), сюда же относятся комиксы. Второй — рисунок художников-концептуалистов. Третий — постконцептуальный, как реакция на медийную реальность. Четвертый — репортажный, к нему при понятных оговорках относятся и граффити. Пятый — «другой» рисунок, то есть исполненный без его традиционных носителей и технологий (бумаги, пера и т. д.). В Русском музее можно увидеть римские штудии Валерия Кошлякова, неоакадемические эскизы Георгия Гурьянова, работы Дмитрия ПриговаКвадрат Малевича»), Павла Пепперштейна («Россия и гастарбайтер»), Сергея Мироненко и многих других.

Выставка «Японская бронза эпохи Мейдзи» в Государственном историческом музее представляет анималистическую бронзовую скульптуру Японии из собрания музея и коллекции Алексея Егорова. Она ограничивается одним, но поворотным моментом в истории Японии — эпохой Мейдзи (1868–1912), когда страна широко распахнула свои двери перед Европой. Японцы так увлеклись переменами, что перестали ценить свои обычаи и искусство. И только мелкая бронзовая пластика благодаря покровительству императора процветала и даже экспортировалась в большом количестве в Европу. Эти скромного размера фигурки вобрали в себя традиционные представления японцев о мироздании, эстетику аскетизма, идущую от дзен-буддизма, и натурализм, появившийся под влиянием европейской скульптуры. Все 14 экспонатов выставки демонстрируются впервые.

Американский фотограф Арно Рафаэль Минккинен давно уже классик. В России ретроспектива мастера проходит впервые. В Центре фотографии им. братьев Люмьер представлено 100 снимков, отражающих 40-летнюю карьеру Минккинена. «Процесс съемки большинства моих фотографий очень трудоемок, а иногда и опасен. И я не хочу подвергать еще кого-то тому риску, которому подвергаюсь сам: висеть над обрывом или нырять под воду ради моей картинки. Некоторые из моих снимков кажутся очень простыми, но на самом деле я испытываю границы возможностей человеческого тела или то, до какой степени оно готово рисковать». Но как фотографу удается снимать себя часто в немыслимых ракурсах и позах, озадачивающих даже искушенного зрителя? «Я не прибегаю к помощи ассистента. Вместо этого у меня в распоряжении девять секунд, чтобы оказаться в кадре, а еще я могу использовать длинный тросик, чтобы произвести спуск затвора и тут же выбросить его из кадра, зная, что через девять секунд камера выстрелит». Но при чем здесь приемы, когда снимки Минккинена буквально погружают вас в абсолютно сюрреальный мир? На вопрос, из чего он возникает, у Минккинена тоже готов обманчиво простой ответ: «Только камера знает, что произошло. Вы не узнаете, что там получилось, пока не проявите снимок. И если он хорош, то тайна так и останется тайной».

ММСИ-МОМА в Ермолаевском представляет, пожалуй, самый интерактивный и развлекательный проект в рамках Фотобиеннале-2014 — «Пропаганду фотографирования» от арт-дуэта Олега Елисеева и Евгения Куковерова ЕлиКука. Выставка прекрасно вписывается во всеохватывающий тренд селфи, только на этот раз без вандализма: экспозиция специально создана для того, чтобы призвать зрителей сниматься на фоне произведений, с участием произведений, да и самим становиться объектами искусства. Некоторые экспонаты сопровождаются подробными инструкциями по съемке, а некоторые оставляют простор для воображения. В общем, это как раз та выставка, на которую стоит пойти с друзьями или семьей, — воспоминания и многочисленные фото в Instagram гарантированы.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+