18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Петербург вспоминает одного из самых любимых архитекторов

№59
Материал из газеты

В Эрмитаже покажут графику Джакомо Кваренги и карикатуры на него

Итальянское трио архитекторов — Растрелли, Росси, Кваренги — создало тот Петербург первой половины его существования, который мы знаем сейчас. В 1994 году Государственный Эрмитаж показывал архитектурную графику Кваренги по случаю 250-летия со дня его рождения. Для классиков нет печальных дат, поэтому сейчас можно отмечать новым выставочным проектом 200 лет со дня смерти архитектора. 

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в Рота-д’Иманья в провинции Бергамо в знатной семье. Учился в Риме на архитектора, был награжден прозвищем «тень Палладио». В 1780 году по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Срок контракта истекал через три года — но Кваренги задержался на всю жизнь. Одними из первых заказов архитектору, фактически проверкой на профпригодность, стали проекты Эрмитажного театра, Лоджий Рафаэля и Георгиевского зала Зимнего дворца. За следующие 25 лет по его проектам были построены Ассигнационный банк, Академия наук, Мальтийская капелла, Конногвардейский манеж, торговые ряды при Кабинете Императорского двора (Аничковом дворце), Нарвские триумфальные ворота, Екатерининский и Смольный институты. Самое фантастическое — что все эти здания сохранились и верой и правдой (конечно, не без участия реставраторов) служат людям. Наследию Кваренги в пригородах Петербурга повезло меньше. Уцелел Александровский дворец в Царском Селе, но погиб в войну Английский дворец в Петергофе. Смоленская церковь в Пулкове также разрушена в 1943 году, но была воссоздана. Правда, ландшафт изменился, и храм находится в сотне метров от исторического места.

На выставке собрано 100 произведений Кваренги: эскизы фасадов и чертежи построек, архитектурная графика (он был сильным рисовальщиком), а также карикатуры и шаржи, созданные художниками Александром Орловским и Орестом Кипренским. Помимо Эрмитажа, свои фонды раскрыли ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, музей-заповедник «Павловск», Галереи Академии (Венеция), Коллекция Кваренги и Академия Каррары (Бергамо), Национальный архив (Хельсинки). Из того, что нельзя увидеть в натуре, выйдя из Эрмитажа, назовем проект Биржи. Здание было разобрано еще при жизни архитектора, уступив место творению француза Тома де Томона. Перестройка Большого Каменного театра была поручена Томону, а не Кваренги, остались лишь эскизы итальянца. 

Из рисунков особенно интересны виды Сенатской площади с Медным всадником, Михайловского замка, Большого каприза в Царском Селе. Шаржи на Кваренги часто публикуются, но далеко не все. Из редких выставлены два: «Кваренги в виде амура» и «Кваренги на черепахе» Александра Орловского — голый старичок едет по петербургским болотам на фоне стрелки Васильевского острова.  

Государственный Эрмитаж
Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор и рисовальщик
9 декабря – 4 февраля 201

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+