18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Реставраторы против перемещения иконы «Ангел „Златые власы“»

Расширенный научно-реставрационный совет Русского музея счел, что икону «Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“») из музея можно перемещать только в исключительном случае

Специалисты Государственного Русского музея заявили о необходимости обеспечить неприкосновенность и полную сохранность иконы «Ангел „Златые власы“», шедевра древнерусской домонгольской живописи XII века.

«Мы говорили на совете о невозможности изъятия иконы из экспозиции, о том, что икона „Ангел «Златые власы»“ является визитной карточкой не только Русского музея, но и всего русского национального искусства, — рассказал на встрече с журналистами по результатам заседания расширенного научно-реставрационного совета Русского музея и.о. замдиректора по научной работе Григорий Голдовский. — Мы констатировали, что нужен постоянный мониторинг за ее состоянием. Ответ на главный вопрос обсуждения: можно ли переносить, перевозить памятник без крайней необходимости — был единодушным: нельзя!» Свое решение участники совета, среди которых были сотрудники Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея истории религии, Института им. И.Е.Репина и Центра им. И.Э.Грабаря, собираются направить в Министерство культуры РФ.

Такую представительную научную аудиторию ГРМ привлек к решению судьбы уникальной иконы специально. Уже больше полугода обсуждается предложение бизнесмена, соучредителя фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих музею), чтобы проводить там общедоступные церковные службы. Средства на реставрацию интерьера церкви готовы предоставить сам Шмаков и фонд.

В числе самых важных и значимых решений совета была рекомендация как можно дольше сохранять памятник без реставрационного вмешательства. Почти за 800 лет своей жизни «Ангел „Златые власы“» перенес многочисленные вторжения, и то, что он сохранил авторскую живопись и манеру письма XII века, — настоящее чудо.

Заведующая сектором реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор высшей категории Елена Азарнина рассказала, что за состоянием уникальной иконы ведется постоянное наблюдение, ее изучают самыми современными способами. По всему периметру этой совсем небольшой липовой доски (49х39 см, толщина всего 3 см) реставраторы обнаружили множество сквозных отверстий. Рентген показал фрагменты латунных гвоздей внутри древесины, стесы основы, трещину на всю высоту доски. «Отсутствие паволоки, трещины, утрата древесины, гвозди по торцам, ожоги придают особую хрупкость иконе, — говорит Елена Азарнина. — Многочисленные поновления, многие из которых сделаны несколько веков назад, обширные утраты левкаса, необходимость избегать перепадов температуры и влажности — все это делает состояние иконы нестабильным, она требует постоянного наблюдения специалистов».

Последняя реставрация иконы была сделана еще в середине 20-х годов прошлого века; с 1934 года «Ангел „Златые власы“» находится в экспозиции Русского музея. В 1982 году реставратор Сергей Голубев сделал запись о появлении «грядок» красочного слоя на подбородке «Ангела», и в 1992-м икону поместили в кассету — специальную витрину, защищающую от перепадов влажности и температуры, что позволило стабилизировать ее состояние. Реставраторы твердили: икону нельзя перевозить на большие расстояния. Тем не менее с конца 1990-х «Ангел „Златые власы“» шесть раз отправлялся на зарубежные выставки. И каждый раз после возвращения иконы в музей реставраторы отмечали ухудшение ее состояния.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+