18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Футуристические видения, архитектурные сказки и смелые конструкции Якова Чернихова

№59
Материал из газеты

В Музее архитектуры им. Щусева внук мастера, тоже архитектор, представляет обширное графическое наследие деда

Яков Чернихов (1889–1951) — один из самых неординарных мастеров замечательной плеяды архитекторов русского авангарда начала ХХ века. Архитектор, теоретик и график, чье влияние на теорию современной архитектуры трудно переоценить, практически не оставил реализованных проектов. Зато сохранилось, прежде всего стараниями семьи, обширное графическое наследие мастера. 

Выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, первая за долгое обозримое время дающая возможность увидеть в столь полном объеме наследие Чернихова, включает, помимо его знаменитой футуристической графики, личные вещи, прижизненные издания его книг, модели и макеты зданий. Все это предоставлено основанным в 1991 году Фондом имени Якова Чернихова, а также дополнено произведениями из коллекции музея и частных собраний. Интересно, что концепция и дизайн выставки принадлежат внуку Якова Чернихова архитектору Андрею Чернихову. В одном из залов — его инсталляция, воссоздающая рабочий стол архитектора с уютной настольной лампой с зеленым плафоном, массивным письменным прибором, украшенным скульптурой Мольера, и семейными фотографиями. На выставке последовательно показаны основные архитектурно-графические циклы Чернихова. Один из самых ранних — яркая и многоцветная «Аристография» (слово, которое можно перевести с греческого как «изящнейшее рисование») 1918–1920 годов. Рисунки этой серии объединяют принципы архитектуры конструктивизма и живописные поиски русского авангарда, прежде всего супрематизма. За ними следует серия 1925–1930 годов «Основы современной архитектуры», итогом которой стал одноименный труд, изданный в 1930 году. В этой программной для Чернихова работе он обосновывает абстрактно-композиционный метод творчества, основанный на асимметрии форм. Раздел «Конструкция архитектурных и машинных форм» отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Кроме изданной в 1931 году книги «Конструкция архитектурных и машинных форм», итогом изысканий в этом направлении стал проект канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде, построенного в 1930–1931 годах. Правда, от первоначального замысла Чернихова сохранилась лишь водонапорная башня, ставшая выдающимся памятником промышленной архитектуры эпохи конструктивизма. Зато на выставке можно увидеть воссозданный по чертежам архитектора макет всего комплекса. 

Отдельный зал посвящен последней изданной при жизни работе Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», ставшей настольной книгой для современных архитекторов всего мира. Кроме того, особого внимания заслуживают замечательные цветные «архитектурные сказки» — рисунки, созданные в 1920–1940-х годах, в которых художник творчески перерабатывает и интерпретирует архитектурные сооружения прошлого.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Яков Чернихов. Образы архитектуры
До 4 февраля 2018

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+