Первая в России ретроспектива звезды соц-арта Александра Косолапова открылась в MMOMA

Наш ответ американскому поп-арту

Александр Косолапов. «Икра — ЛЕФ». 1982. Фото: Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. «Икра — ЛЕФ». 1982.
Фото: Московский музей современного искусства

Александр Косолапов (р. 1943) — герой не только российской, но и мировой арт-сцены, сначала как создатель знаменитой псевдорекламы «Ленин — Coca-Cola» (1982), принятой в Америке за рекламу идей коммунизма, а через два десятка лет как «оскорбитель чувств» тех российских граждан, которые не понимают вредности консюмеризма — что плотского, что духовного. 

Александр Косолапов. «Ленин — Кока-кола». 1982. Фото: Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. «Ленин — Кока-кола». 1982.
Фото: Московский музей современного искусства

Косолапов окончил Строгановское училище в Москве как скульптор-монументалист и до отъезда в США в 1975 году служил в скульптурных мастерских Художественного фонда СССР. В те же годы художник пробует себя как соц-артист. Объект «Учись, сынок» сделан из оргалита и фанеры. Нравоучительный сюжет — военный-папа наставляет неразумного отрока — снижен, спародирован за счет выбора техники. Это произведение было показано на легендарной выставке «Другое искусство. Москва 1956–1976» в 1990 году. 

Александр Косолапов. «Русский революционный фарфор». 1992. Фото: Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. «Русский революционный фарфор». 1992.
Фото: Московский музей современного искусства

Упомянутый уже коллаж «Ленин — Coca-Cola», пожалуй, самое узнаваемое произведение Косолапова, он создал его в 1982 году. Как недавно вспоминал художник, тогда все делалось вручную. На красное поле были наложены вырезанные из журналов портрет вождя, логотип компании и ее девиз «It’s the Real Thing». Для глаза советского человека, уставшего от коммунистической пропаганды, посыл художника был очевиден. Это была критика общества потребления. Раз Ленин советует, значит, что-то не так. В данном случае качество самого напитка не имело значения. 

Александр Косолапов. «Горби (золотой)». 1989. Фото: Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. «Горби (золотой)». 1989.
Фото: Московский музей современного искусства

Но американская оптика была совершенно иной. Компания заподозрила художника в рекламе коммунистических идей: раз рядом с лейблом Coca-Сola портрет человека, значит, он — наш парень. Заодно Косолапова обвинили в незаконном использовании логотипа. Дело до суда не дошло, но создать баннер для Таймс-сквер в Нью-Йорке художнику не разрешили. В 2016 году Aksenov Family Foundation приобрел у Косолапова архив документов, связанных с этой историей, некоторые из них представлены на выставке. 

Александр Косолапов. «Учись, сынок». 1973. Фото: Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. «Учись, сынок». 1973.
Фото: Московский музей современного искусства

Пародийная креативность сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Фотография «Икра-ЛЕФ» — автопортрет, отсылающий к знаменитому снимку Александра Родченко — портрету Осипа Брика 1924 года. На снимке Родченко вместо правого стекла очков вставлен знак литературного объединения 1920-х годов «Левый фронт». У Косолапова — этикетка или крышка от советской банки с черной икрой. И еще неизвестно, что опаснее: увлечение левыми идеями или потребление черной икры. Как и в случае с напитком, дело не в ее качестве — это символ консюмеризма. На ту же тему картина «Голубая икра», изображающая крышки от деликатеса в духе уорхоловских «портретов» супа Campbell и кетчупа Heinz. 

Александр Косолапов. Malevich — Маrlboro. 1997. Фото: Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. Malevich — Маrlboro. 1997.
Фото: Московский музей современного искусства

Для честного пересмешника Косолапова нет никаких авторитетов и табу. В серии агитационного фарфора он покушается на «наше все» — Казимира Малевича. Супрематические фантазии Косолапова оказываются вложенными в писсуар имени Марселя Дюшана. Не самое почетное место для автора «Черного квадрата». Да и «архитектоны» Малевич придумывал не для того, чтобы Косолапов водрузил на вершину одного из них Малевича-Микки-Ленина, состоящего из ушастой головы диснеевского персонажа и фигуры вождя мирового пролетариата. Создавая этот синтетический образ, Косолапов использует свою первородную технику — скульптуру. Точно определила взаимодействие этих персонажей критик Маргарита Тупицына: «Ленин и Микки-Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. …Художник подразумевает, что, несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель — убедить население в подлинности и искренности их товаров — несомненно, совпадает». 

Московский музей современного искусства
Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола
До 11 февраля

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+