18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как онлайн-платформам удалось завоевать арт-рынок

№58
Материал из газеты

Когда нью-йоркский стартап Artsy объявил о дополнительном венчурном финансировании в $50 млн, стало ясно, что конкуренция среди интернет-аукционов выходит на новый виток

Наблюдая в четыре часа ночи по сиэтлскому времени за ходом торгов Phillips в Гонконге по Интернету, глава аукционов на Artsy Деванг Тхаккар не мог поверить своим глазам: клиент из Нью-Джерси делал ставки на картину Джорджа Кондо через приложение Artsy. Его обошли один раз, потом второй, но в конце концов он победил, заполучив полотно за превышающую эстимейт сумму в 2,48 млн гонконгских долларов. В этот момент программный инженер Тхаккар понял, что его идеи действительно работают.

По данным рейтинга самых популярных онлайн-платформ по торговле искусством, составленного Hiscox, в 2016 году рост конкуренции в сфере цифровых продаж привел к потерям среди онлайн-старт­апов, которые грозились «порвать» предварительно оцененный в $3,75 млрд сегмент индустрии. Маститые игроки повышают ставки. Так, в конце августа Sotheby’s объявил о смелом решении прекратить взимать с покупателей комиссию на торгах, проходящих только онлайн.
Самая успешная из существующих на данный момент моделей — модель посреднической торговой площадки, которая не только ничем не угрожает существующим надежным брендам, но и облегчает их работу. Она не конкурирует с действующими офлайн аукционными домами за качественные лоты, а скорее, помогает им выйти на более широкую аудиторию и обеспечивает доступ к сложной технологии интерактивных ставок.

Новая ментальность

Меган Ньюкам, директор по разработке цифровой стратегии аукционного дома Phillips, экспериментирующего с различными моделями онлайн-сотрудничества, считает, что нас ждет «философский сдвиг». «Раньше был подход в стиле „давайте сотрудничать с этими сайтами в надежде на то, что впоследствии ставки перейдут к Phillips и люди забудут о старой платформе“» — теперь же, по ее словам, появилось ощущение, что, чем больше каналов используется, тем лучше. «Мы не пытаемся непременно привлечь всех в Phillips. Мы просто хотим, чтобы о бренде Phillips узнала как можно более широкая аудитория», — поясняет она.

Примером платформы такого рода служит бостонская Invaluable. С 5,4 тыс. продавцов, 3 млн уникальных посетителей ежемесячно и суммарной стоимостью выставленных лотов в $10 млрд это гигант среди платформ-посредников (на следующей по объему, LiveAuctioneers, представлено 3,5 тыс. продавцов). Исполнительный директор Invaluable с 2012 года Роб Вайсберг, бывший исполнительным директором Zipcar, считает, что iPad постепенно вытесняет аукционные таблички: более 40% трафика сайта идет с мобильных устройств.

Запущенный в 2009 году Invaluable.com — продукт слияния нескольких связанных с аукционами бизнесов, в том числе крупной базы данных аукционных цен Artfact. На Invaluable, где через единый портал осуществляются тысячи продаж, небольшие аукционные дома представлены в одном ряду с фирмами мирового уровня.

Эта модель позволяет аукционным домам сохранять существующих клиентов собственных сайтов и при этом получать доступ к более широкой аудитории через Invaluable.com. Будучи, например, Sotheby’s, объясняет Вайсберг, «вы ничего не знаете о поведении клиентов Christie’s, если только эти клиенты не покупают у вас обоих». «В этом смысле положение Invaluable уникально: мы видим поведение покупателей 5 тыс. аукционных домов… И мы предоставляем им возможности для таргетирования при помощи медиаинструментов, которые без нас не были бы им доступны», — рассказывает он.
В свою очередь, для покупателей это универсальное место, где можно изучить ассортимент и принять участие в торгах. «Мы функционируем как персональный шопинг-ассистент, — говорит Вайсберг. — По сути, мы просматриваем для вас 10 тыс. каталогов в месяц, чтобы найти и отфильтровать вещи, которые вас заинтересуют». 

На сайте бросается в глаза отсутствие Christie’s, предпочитающего использовать собственные медиаканалы. В прошлом году продажи через его сайт составили $217 млн. Bonhams пока также воздерживается от сотрудничества с платформами-посредниками.

Технологию Invaluable, построенную по образцу фондовой биржи Nasdaq, используют eBay Live Auctions и Sotheby’s, который с 2015 года доверяет ему проведение своих онлайн-торгов. «Мы проводим 17 тыс. аукционов ежегодно — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году в 52 странах, — говорит Вайсберг. — Тысячные доли секунды имеют значение. Нужно обладать способностью принимать сверхчастые ставки из всех стран мира». В 2016 году платформа усовершенствовала свою видеотрансляцию. По мнению Вайсберга, эта функция незаменима для создания атмосферы азарта: «Торги могут напоминать призовой бой на очень высоком уровне. Возможность проводить прямые трансляции играет ключевую роль в поддержании этого драйва».

Сооснователь Artsy Картер Кливленд минувшим летом заявил TechCrunch, что считает сегодняшние видеотехнологии недостаточно совершенными для того, чтобы использовать их на своем сайте, притом что в клиентской базе Artsy есть покупатели практически со всего света. «Мне захотелось написать ему: „Мы делаем это уже пять лет“», — вспоминает его слова Вайсберг. 

Метод Artsy

Если Invaluable сделала себе имя на перенесении аукционов в цифровую сферу, то функция Artsy хуже поддается определению; как правило, эта платформа вызывает либо бурный энтузиазм, либо полное замешательство. Ее сооснователь и президент Себастьян Куилич, ранее занимавший должность исполнительного директора в Christie’s, говорит о желании сделать свой проект централизованным источником всей информации об искусстве и сделках с ним. Компании уже удалось привлечь более $100 млн инвестиций, в том числе от арт-дилера Ларри Гагосяна и основательницы московского Музея современного искусства «Гараж» Даши Жуковой.

Artsy систематически работает с самыми разными игроками арт-мира — от музеев и ярмарок до галерей, как с крупными, так и с небольшими, параллельно укрепляя собственную репутацию среди молодой, увлекающейся технологическими новинками аудитории при помощи эффектных вечеринок на Art Basel в Майами-Бич и других мероприятий. В Artsy утверждают, что с момента запуска сайта в 2012 году у них было 24 млн уникальных посетителей, многих из которых привлекли редакционные материалы. Основной источник дохода сайта — демонстрация произведений искусства и публикация объявлений об их продаже от 2 тыс. галерей со всего мира, благодаря которым ежемесячно осуществляются продажи на сумму в более чем $20 млн.

В 2015 году, когда Тхаккар пришел в Artsy, перед ним стояла задача интегрировать в сайт интерактивные аукционы. Он остановил свой выбор на гибридной системе, при которой сидящий в зале сотрудник Artsy переносит данные о сделанных ставках в приложение Artsy, а ставки пользователей, в том числе сделанные до начала торгов, автоматически сортируются, после чего сотрудник в зале регистрирует их от имени пользователей приложения. «На том конце производятся довольно сложные расчеты, — говорит Тхаккар, — но мы облекли это в простую и удобную форму из шести кнопок. В ней невозможно понять что-то неправильно». 

Начав всего с двух аукционов в 2015 году, Artsy в этом году уже провел более 170, в том числе торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips, а также ряда менее крупных аукционных домов. Количество ставок растет на 900% ежегодно, клиенты Artsy в 84 странах ставят на треть из общего числа выставленных лотов и выигрывают около 8% из них. 

Безграничные возможности

Покупатель, делающий ставку через Artsy, по сути становится клиентом платформы — и здесь проявляет себя такое ее преимущество, как наличие контактов с целой сетью галерей. Тхаккар объясняет, что пользователям, не выигравшим торги, платформа «помогает найти другие интересующие их вещи». Пользователь может получать электронные письма с информацией о том, какие еще произведения заинтересовавшего его художника доступны на других аукционах или в других галереях, представленных на сайте. Если работа тиражная, Artsy может найти еще один экземпляр, сообщив продавцам своей сети о заинтересованном покупателе. «Мы начинаем экспериментировать: если выясняется, что сейчас есть произведение, которое подходит нашему клиенту, то как нам лучше связать его с продавцом?» — говорит Тхаккар.
Всю посредническую деятельность Artsy ведет на условиях взаимной анонимности участников. «Сначала обе стороны должны согласиться, и только после этого мы их связываем».

Компания постоянно ищет способы использовать имеющиеся в ее распоряжении данные о спросе и предложении. «Новые коллекционеры хотят прозрачности, в особенности на интернет-рынке. Индустрия финансовых услуг рассматривает искусство как альтернативный класс активов, финансовый инструмент, и им необходимы данные», — рассказывает основатель фирмы ArtTactic, занимающейся исследованиями рынка, Андерс Петтерсон. Пока что проблема арт-рынка заключается в том, что он слишком мал и нечеток, потому не поддается анализу на основе имеющихся наблюдений, и те, у кого есть больше данных, предпочитают держать их при себе.

В апреле Artsy приобрела ArtAdvisor — специализирующуюся на анализе данных фирму, которую основали Лукас Цвирнер и выпускник Массачусетского технологического института, специалист в области феномена «вкуса» Хьюго Лью (его назначили на пост главного научного сотрудника Artsy). 

Сам Лью специализируется на прогнозировании трендов и искусственном интеллекте; его назначение свидетельствует о том, что компания планирует делать больший упор на персонализированные данные, анализ которых позволит получить применимые на практике результаты для любых пользователей — от «дейтрейдеров» (игроки, ведущие торговлю в короткие временные промежутки, в течение одного дня) до нервничающих новичков. «Представьте себе продукт, благодаря которому мы можем консультировать наших партнеров касательно интересов и вкусов своих коллекционеров и рыночных трендов в целом», — говорит президент Artsy Себастьян Куилич.

Автор рейтинга Hiscox Роберт Рид отмечает: «Ресурс, который становится тем самым местом, куда все идут за информацией, оказывается в невероятно сильной позиции».  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+