18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Замыкая круг

Начало зимы — маленькая смерть. Но Вселенная будет всегда. Она будет возрождаться в новых сезонах спектаклей, оформленных Владимиром Серебровским, в спасенных семенах и засеянных полях Сергея Кищенко, в рефлексии о детстве группы «Россия»

«Мы уйдем, а Вселенная будет всегда». Владимир Серебровский. С 24 ноября по 15 января

В главном здании Театрального музея им. А.А.Бахрушина (Москва, ул. Бахрушина, д. 31/12) открывается ретроспективная многожанровая выставка Владимира Серебровского, приуроченная к 80-летию со дня рождения художника.

Владимир Серебровский (1937–2016) — советский и российский театральный художник, народный художник Российской Федерации (2007), работал в советских и российских театрах, в том числе в Театре им. М.Н.Ермоловой, Свердловском государственном театре оперы и балета им. А.В.Луначарского, Таджикском государственном академическом театре оперы и балета им. Садриддина Айни, Театре на Малой Бронной. Одной из важнейших вех в жизни и творчестве Серебровского стала работа главным художником во МХАТе им. М.Горького, куда его пригласила Татьяна Доронина. Там он оформил более 40 спектаклей, ряд которых остается в репертуаре театра до сих пор («Отелло уездного города», «Дикарка», «Васса Железнова, «Женитьба Белугина» и другие).

Владимир Серебровский — один из немногих художников, прошедших «обратный путь» — от абстрактного искусства к фигуративной живописи. Он много путешествовал по Непалу, Индии, Японии, Китаю, известен как большой знаток ориентальной культуры. Он даже создал иллюстрации к индийскому эпосу «Рамаяна».

Под влиянием философии и медитативных техник Южной и Восточной Азии Серебровский отказывается от использования «тяжелых» холста и масла и начинает писать на «легком» картоне прозрачной темперой и гуашью. Вернувшись в Россию после путешествий по странам Востока, художник переносит яркую азиатскую колористику и на русский пейзаж. Природа Подмосковья, дворянские усадьбы, дремучий лес, изображенные Серебровским на картоне, насыщены красками и светом, подобно японским садам и горам Памира.

Выставка представит вниманию посетителей 126 произведений художника, созданных за период с 1965 по 2015 год. Кроме того, в пространстве экспозиции будет воссоздана мастерская художника, где можно увидеть собранные им коллекции сюзане, керамических фигурок, музыкальных инструментов, на которых он играл (ситар и фисгармония), послушать медитативные мелодии и посмотреть фрагменты фильмов и спектаклей, в работе над которыми Владимир Серебровский принимал участие.

Подробнее на http://www.gctm.ru


 «Журнал наблюдений». Сергей Кищенко. С 23 ноября по 22 декабря

Фонд содействия развитию современного искусства RuArts и Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова (ВИР) представляют художественный проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений». Проект имеет петербургскую прописку в ВИР (Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 42).

«Журнал наблюдений» начинался в 2014 году с исторического исследования и продолжился в 2015 году как символическая реконструкция событий 70-летней давности, основанная на научной работе Николая Вавилова — истории спасения коллекции семян во время блокады Ленинграда, собранных великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства, и судьбы части коллекции семян, захваченной нацистами на оккупированных западных территориях СССР и легшей в основу экспериментальных посевов Института генетики растений СС в замке Ланнах неподалеку от города Грац в Австрии. Художник совместно с австрийскими партнерами — группой RESANITA (Анита Фухс, Реза Пернталлер) предполагал, что эмпирический опыт исторической реконструкции может стать источником объективного исторического знания и возможностью выхода за пределы медиареальности. Результатом этой работы стал ленд-арт-проект «Поле коммуникации» — поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства.

В 2016 году «Журнал наблюдений» привлек новых исследователей с обеих сторон, российской и австрийской, и упрочил уже существующие связи, благодаря чему работа над проектом продолжается по сей день. «Журнал наблюдений» сегодня — это международный science art проект, в создании которого принимают участие художники и ученые. По мнению Сергея Кищенко, его ценность заключается в том, что он осмысляется как одно из звеньев в глобальной коммуникационной сети, в поле истории, истории искусства, теории искусства, философии, науки, это проект о будущем, где нет идеологии тоталитаризма и смерти, территория, где художники культивируют взаимопонимание и толерантность.

На выставке будут представлены серии графических и фотографических работ, инсталляции, объекты.

Подробнее на http://www.ruarts.ru/foundation/projects/current


Reflexion. Группа «Россия», Григорий Орехов, Михаил Сачков. До 28 декабря

Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет проект Reflexion, который можно назвать регуманизацией советского наследия. Увеличенные игрушки превращаются в источник опасности. Эта амбивалентность, эта опасная ностальгия придает сюжетам определенное напряжение. Пиноккио на картине Ивана Дмитриева и Людмилы Блок выглядит не хуже испанской инфанты. Тщательно прописаны все отслоения краски, все вмятины, сколы и трещинки старой древесины, что превращает изображение в сугубо индивидуальный портрет. Пирамидка с кольцами, высота которой в оригинале едва ли превышает 30 см, написана в человеческий рост.

В английском языке слово «reflexion» имеет сразу несколько значений, напрямую относящихся к исходному концепту выставки. С точки зрения формы это в первую очередь «отражение», «отблеск» или «тень». Неслучайно смыслообразующим центром экспозиции стала «Агата» Григория Орехова — скульптура-неваляшка из нержавеющей стали. На ее отполированной до зеркального блеска поверхности отразились «парадные портреты» обитателей Абсолютной Детской, выполненные в академической манере.

Другое словарное значение названия — «размышление», «раздумье», собственно «рефлексия». Выставка заставляет «взрослых» вновь почувствовать себя «маленькими», столкнувшись с образами, знакомыми с детства.

Здесь вполне уместным оказывается и еще одно определение слова «reflexion» — «порицание», «осуждение» или, если продолжить придерживаться детского дискурса, «наказание», «нотация». Все это имеет самое непосредственное отношение к еще одной теме выставки — теме отцов и детей, преемственности поколений. Это выражено на самых разных уровнях. Так, «Агата» Григория Орехова названа в честь его дочери, чье рождение в свое время послужило импульсом к возвращению к скульптуре, от которой он некогда отошел после смерти отца. Члены группы «Россия» не только разрабатывают в своем творчестве схожие эстетические принципы, но и связаны родственными узами. Так или иначе все участники выставки работают с культурологическими парадигмами и в то же время проходят своеобразный сеанс психоанализа.

Видеоработа еще одного художника, Михаила Сачкова, в секретной черной комнате объединяет в себе все концепты, легшие в основу выставки. Калейдоскоп абстрактных образов в зеркальной комнате погружает смотрящих в глубокий самоанализ, пробуждая детские воспоминания. Всего за время выставки предусмотрено шесть разных сеансов. Каждый новый сеанс будет запускаться в галерее раз в десять дней.

Подробнее на http://orekhovgallery.com/

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+