18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’

Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи

Общая выручка вечернего аукциона импрессионистов и модернистов Christie’s 13 ноября составила $479,3 млн — рекордная сумма с 2007 года. Самым дорогим лотом стало полотно Винсента Ван Гога «Вспаханное поле и пахарь» (1889), которое было продано за $81,3 млн после борьбы двух претендентов, участвовавших в торгах по телефону. Победитель вел переговоры через Ребекку Вэй, президента Christie’s Asia. Второе место заняла картина Фернана Леже «Контраст форм» (1913), она ушла за рекордную для работ художника сумму в $70 млн, опять же клиенту Ребекки Вэй.

Торги за произведения дадаистов и сюрреалистов из анонимной европейской коллекции (названной на аукционе «Искусство без границ») сначала не задались — процесс пошел, лишь когда клиент Александра Роттера, главы отдела современного искусства Christie’s, предложил по телефону за лот № 12, полотно Рене Магритта «Империя света» (1949), изображающее дневную/ночную улицу, $14 млн. За него боролись по меньшей мере пять претендентов, и в итоге оно было приобретено за $20,6 млн.

Продолжая успех Christie’s, Sotheby’s на вечернем аукционе 14 ноября удачно распродал работы импрессионистов и модернистов, поддержав стабильность рынка. Даже с учетом того, что на торги не выставлялись лоты стоимостью более $50 млн, общая выручка составила $269,7 млн, что ровно посередине эстимейта в $203–294,5 млн. По сравнению с прошлым годом продажи выросли на 71%, хотя и не достигли выручки ноября 2015 года в $306,7 млн. Сразу после аукциона Саймон Шоу, один из руководителей отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s, назвал его «чрезвычайно волнующим» событием. Уход 92% лотов, по его словам, «свидетельствует о том, что этот сегмент рынка жив и процветает». Впрочем, 26 из 64 лотов имели разные формы гарантии или безотзывное предложение цены.

Решающую роль на торгах опять сыграли покупатели из Китая, Гонконга, Тайваня и Японии, делавшие ставки по телефону через президента Sotheby’s Asia Патти Вонг, генерального директора Кевина Ченя и главу департамента частных продаж Такако Насагаву. Пять из десяти топ-лотов были проданы клиентам из Азии.

Полотно «Любовники» Марка Шагала (1928), на котором изображена первая жена художника Белла Розенфельд, обошлось в $28,5 млн коллекционеру, в интересах которого торговалась Ирина Степанова, генеральный директор «Сотбис Россия».

Самые крупные ставки ожидались на работы таких гигантов, как Пабло Пикассо и Клод Моне, которые вместе принесли треть от общей суммы выручки. Картина Моне «Льдины. Бенкур» (1893), оцененная в $18–25 млн с гарантией, была продана через Вонг за $23,4 млн. «Арка из роз в Живерни» (1913), другое полотно Моне, оцененное примерно так же, принесло $19,4 млн, снова от клиента Вонг.

«Хотя аукцион Sotheby’s был в итоге успешен, торгам не хватило эффектности, для того чтобы создать настоящее волнение в зале», — считает коллекционер и арт-дилер Дэвид Нисинсон. Он привел в пример «Женщину, птицу, звезду» Жоана Миро из коллекции Шпильфогелей (1942, оценка в $1–2 млн), которая ушла за $3,5 млн, как пример достойной продажи, особенно для работ на бумаге. «Хорошо, что аукцион Christie’s прошел первым и задал тон», — заявил Лок Креслер из Lévy Gorvy, который выиграл один из самых необычных лотов, картину Тео ван Рейсселберге «Тартаны в порту Сет» (1852) в стиле пуантилизма, за $7,2 млн.

На следующий день, 15 ноября, вечерний аукцион послевоенного и современного искусства Christie’s взорвал арт-рынок баснословной суммой — $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Абсолютный рекорд для аукционов во всех категориях, продажа этого лота обеспечила более половины суммарной выручки торгов — $785,9 млн.

Несмотря на то что некоторые лоты остались непроданными (9 из 58), в целом этот аукцион был весьма успешен и установил еще несколько рекордов. Все лоты, за исключением пяти, ушли более чем за $1 млн, из них девять — ценой более $10 млн каждый.

Атмосфера в битком набитом Рокфеллер-центре начала накаляться, когда стартовали торги за работу Керри Джеймса Маршалла «Натюрморт со свадебным портретом» (2015) (эстимейт $1–1,5 млн). Картина изображает Джона и Гарриет Табмен, американских борцов за отмену рабства, и была включена в недавнюю ретроспективу художника, получившую признание критиков. Полотном заинтересовались 15 покупателей, и в итоге оно ушло с молотка за $5 млн.

Немного погодя ставки выросли: клиент Энди Массада по телефону ухватил «Шафран» (1957) Марка Ротко. Участвовавшая в его посмертной ретроспективе в 1978 году картина ныне была продана за $32,4 млн. Последний раз она выставлялась на продажу на лондонском Sotheby’s в июне 1991 года и была куплена за £770 тыс. ($1,25 млн).

После ошеломляющего успеха «Спасителя мира» Леонардо мрачная работа Энди Уорхола «60 тайных вечерь» (оммаж классика ХХ века великому мастеру эпохи Возрождения) 1986 года была продана за $60,9 млн. Другим ярким моментом и без того насыщенного аукциона стал уход «Без названия» (2005) Сая Твомбли. Она досталась анонимному покупателю по телефону за $46,4 млн.

Продажа «Натюрморта на летней кухне» Филипа Гастона (1978–1979, эстимейт $5–7 млн) несколько разрядила обстановку. Жизнерадостная картина, изображающая любимые предметы художника: наручные часы, будильник, бутерброд с салями и кофейную чашку, была куплена за $6,6 млн. Последний раз она выставлялась на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1991 года и на фоне падения рынка ушла за скромные $187 тыс. Новая цена подтверждает неизбежный рост стоимости произведений искусства.

Серия аукционов завершилась 16 ноября вечерними торгами послевоенного и современного искусства Sotheby’s и Phillips. Уверенные продажи и внушительные суммарные выручки в очередной раз свидетельствуют о том, что рынок искусства крепок и стабилен, как никогда.

Аукцион Phillips принес в общей сложности 113,9 млн (кстати, год назад результат был почти аналогичным — $111,2 млн). Из 43 лотов лишь четыре не нашли покупателей, цена пяти превысила $5 млн, а один был продан дороже $20 млн. Эти показатели в очередной раз доказывают, что команда аукционного дома делает значительные успехи в деле привлечения на торги выдающихся произведений из крупных частных собраний. Хороший пример — появление на аукционе графического произведения Пабло Пикассо из коллекции Анн-Мари Абербах, вдовы музыкального издателя, работавшего с Элвисом Пресли. Выставленная с предварительной оценкой $1–1,5 млн «Спящая женщина» 1946 года в результате упорной борьбы в зале ушла с молотка за $9,9 млн. Выполненный углем рисунок Анри Матисса из той же коллекции продан за $4,8 млн при эстимейте $1,2–1,8 млн. Самым дорогим лотом стал «Красный дом» Питера Дойга, картина с обложки аукционного каталога, доставшаяся покупателю, участвовавшему в торгах по телефону, за $21 млн. Впечатляющая сумма, тем более что владелец (теперь уже бывший) приобрел работу на лондонском Christie’s в октябре 2008 года за $3,17 млн.

Также на Phillips этим вечером нью-йоркский арт-дилер Нил Мельцер купил безымянную эмаль Кристофера Вула на алюминиевой пластине за $3,7 млн, а полотно Жан-Мишеля Баскиа на тему Хэллоуина, выставленное на торги фондом художника, досталось лондонскому дилеру Иниго Филбрику за $4,2 млн. Кроме того, были установлены рекорды цены на произведения Кармен Эрреры и Элиу Ойтисики.

Вечерний аукцион современного искусства Sotheby’s начался на несколько часов позже, в тот момент, когда у Phillips завершались торги по последним лотам. Суммарная выручка Sotheby’s составила $310,2 млн (Christie’s накануне заработал на современном искусстве лишь немногим больше, если не считать продажу Леонардо). Из 72 выставленных лотов покупателей не нашли лишь 3, а выручка выросла на 12% по сравнению с аналогичными торгами в ноябре 2016-го. Правда, 44 лота были подкреплены гарантиями, предоставленными либо Sotheby’s, либо третьими лицами.

«Голова женщины» 1977 года Роя Лихтенштейна была приобретена коллекционером из Европы по телефону за $24,5 млн, что почти вдвое превысило предварительную оценку в $10–15 млн. За работу в числе прочих торговалась Люси Митчелл-Иннес, совладелица нью-йоркской галереи Mitchell-Innes and Nash. «Это очень хорошая картина, но нельзя купить их все», — отметила она, покидая аукционный зал. В то же время шелкография на синем фоне «Мао» (1972) Энди Уорхола не вызвала интереса у участников аукциона и была продана единственному интересанту по стартовой цене за $32,4 млн. Два года назад другая версия «Мао» ушла на Sotheby’s за $47,5 млн. Аналогичной была и продажа «Трех этюдов Джорджа Дайера» 1966 года Фрэнсиса Бэкона: картина досталась телефонному участнику за $38,6 млн по старту. К счастью для продавца, она была подкреплена не только гарантиями аукционного дома, но и безвозвратной ставкой третьего лица.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+