Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’

Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи

Керри Джеймс Маршалл. «Натюрморт со свадебным портретом». 2015. Картина ушла с молотка за рекордные для художника $5 млн. Фото: Christie’s
Керри Джеймс Маршалл. «Натюрморт со свадебным портретом». 2015. Картина ушла с молотка за рекордные для художника $5 млн.
Фото: Christie’s

Общая выручка вечернего аукциона импрессионистов и модернистов Christie’s 13 ноября составила $479,3 млн — рекордная сумма с 2007 года. Самым дорогим лотом стало полотно Винсента Ван Гога «Вспаханное поле и пахарь» (1889), которое было продано за $81,3 млн после борьбы двух претендентов, участвовавших в торгах по телефону. Победитель вел переговоры через Ребекку Вэй, президента Christie’s Asia. Второе место заняла картина Фернана Леже «Контраст форм» (1913), она ушла за рекордную для работ художника сумму в $70 млн, опять же клиенту Ребекки Вэй.

Торги за произведения дадаистов и сюрреалистов из анонимной европейской коллекции (названной на аукционе «Искусство без границ») сначала не задались — процесс пошел, лишь когда клиент Александра Роттера, главы отдела современного искусства Christie’s, предложил по телефону за лот № 12, полотно Рене Магритта «Империя света» (1949), изображающее дневную/ночную улицу, $14 млн. За него боролись по меньшей мере пять претендентов, и в итоге оно было приобретено за $20,6 млн.

Продолжая успех Christie’s, Sotheby’s на вечернем аукционе 14 ноября удачно распродал работы импрессионистов и модернистов, поддержав стабильность рынка. Даже с учетом того, что на торги не выставлялись лоты стоимостью более $50 млн, общая выручка составила $269,7 млн, что ровно посередине эстимейта в $203–294,5 млн. По сравнению с прошлым годом продажи выросли на 71%, хотя и не достигли выручки ноября 2015 года в $306,7 млн. Сразу после аукциона Саймон Шоу, один из руководителей отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s, назвал его «чрезвычайно волнующим» событием. Уход 92% лотов, по его словам, «свидетельствует о том, что этот сегмент рынка жив и процветает». Впрочем, 26 из 64 лотов имели разные формы гарантии или безотзывное предложение цены.

Марк Шагал. «Любовники». 1928. Продана за рекордные $28,5 млн покупателю из России. Фото: Sotheby’
Марк Шагал. «Любовники». 1928. Продана за рекордные $28,5 млн покупателю из России.
Фото: Sotheby’

Решающую роль на торгах опять сыграли покупатели из Китая, Гонконга, Тайваня и Японии, делавшие ставки по телефону через президента Sotheby’s Asia Патти Вонг, генерального директора Кевина Ченя и главу департамента частных продаж Такако Насагаву. Пять из десяти топ-лотов были проданы клиентам из Азии.

Полотно «Любовники» Марка Шагала (1928), на котором изображена первая жена художника Белла Розенфельд, обошлось в $28,5 млн коллекционеру, в интересах которого торговалась Ирина Степанова, генеральный директор «Сотбис Россия».

Самые крупные ставки ожидались на работы таких гигантов, как Пабло Пикассо и Клод Моне, которые вместе принесли треть от общей суммы выручки. Картина Моне «Льдины. Бенкур» (1893), оцененная в $18–25 млн с гарантией, была продана через Вонг за $23,4 млн. «Арка из роз в Живерни» (1913), другое полотно Моне, оцененное примерно так же, принесло $19,4 млн, снова от клиента Вонг.

Рой Лихтенштейн. «Голова женщины». 1977. Приобретена коллекционером из Европы за $24,5 млн, что почти вдвое превысило эстимейт в $10–15 млн. Фото: Sotheby’s
Рой Лихтенштейн. «Голова женщины». 1977. Приобретена коллекционером из Европы за $24,5 млн, что почти вдвое превысило эстимейт в $10–15 млн.
Фото: Sotheby’s

«Хотя аукцион Sotheby’s был в итоге успешен, торгам не хватило эффектности, для того чтобы создать настоящее волнение в зале», — считает коллекционер и арт-дилер Дэвид Нисинсон. Он привел в пример «Женщину, птицу, звезду» Жоана Миро из коллекции Шпильфогелей (1942, оценка в $1–2 млн), которая ушла за $3,5 млн, как пример достойной продажи, особенно для работ на бумаге. «Хорошо, что аукцион Christie’s прошел первым и задал тон», — заявил Лок Креслер из Lévy Gorvy, который выиграл один из самых необычных лотов, картину Тео ван Рейсселберге «Тартаны в порту Сет» (1852) в стиле пуантилизма, за $7,2 млн.

На следующий день, 15 ноября, вечерний аукцион послевоенного и современного искусства Christie’s взорвал арт-рынок баснословной суммой — $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Абсолютный рекорд для аукционов во всех категориях, продажа этого лота обеспечила более половины суммарной выручки торгов — $785,9 млн.

Несмотря на то что некоторые лоты остались непроданными (9 из 58), в целом этот аукцион был весьма успешен и установил еще несколько рекордов. Все лоты, за исключением пяти, ушли более чем за $1 млн, из них девять — ценой более $10 млн каждый.

Марк Ротко. «Шафран». 1957. Продана за $32,4 млн. Фото: Christie'
Марк Ротко. «Шафран». 1957. Продана за $32,4 млн.
Фото: Christie'

Атмосфера в битком набитом Рокфеллер-центре начала накаляться, когда стартовали торги за работу Керри Джеймса Маршалла «Натюрморт со свадебным портретом» (2015) (эстимейт $1–1,5 млн). Картина изображает Джона и Гарриет Табмен, американских борцов за отмену рабства, и была включена в недавнюю ретроспективу художника, получившую признание критиков. Полотном заинтересовались 15 покупателей, и в итоге оно ушло с молотка за $5 млн.

Немного погодя ставки выросли: клиент Энди Массада по телефону ухватил «Шафран» (1957) Марка Ротко. Участвовавшая в его посмертной ретроспективе в 1978 году картина ныне была продана за $32,4 млн. Последний раз она выставлялась на продажу на лондонском Sotheby’s в июне 1991 года и была куплена за £770 тыс. ($1,25 млн).

После ошеломляющего успеха «Спасителя мира» Леонардо мрачная работа Энди Уорхола «60 тайных вечерь» (оммаж классика ХХ века великому мастеру эпохи Возрождения) 1986 года была продана за $60,9 млн. Другим ярким моментом и без того насыщенного аукциона стал уход «Без названия» (2005) Сая Твомбли. Она досталась анонимному покупателю по телефону за $46,4 млн.

Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Полотно продано за $450,3 млн — это абсолютный рекорд для аукционов во всех категориях. Фото: Christie'
Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Полотно продано за $450,3 млн — это абсолютный рекорд для аукционов во всех категориях.
Фото: Christie'

Продажа «Натюрморта на летней кухне» Филипа Гастона (1978–1979, эстимейт $5–7 млн) несколько разрядила обстановку. Жизнерадостная картина, изображающая любимые предметы художника: наручные часы, будильник, бутерброд с салями и кофейную чашку, была куплена за $6,6 млн. Последний раз она выставлялась на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1991 года и на фоне падения рынка ушла за скромные $187 тыс. Новая цена подтверждает неизбежный рост стоимости произведений искусства.

Серия аукционов завершилась 16 ноября вечерними торгами послевоенного и современного искусства Sotheby’s и Phillips. Уверенные продажи и внушительные суммарные выручки в очередной раз свидетельствуют о том, что рынок искусства крепок и стабилен, как никогда.

Аукцион Phillips принес в общей сложности 113,9 млн (кстати, год назад результат был почти аналогичным — $111,2 млн). Из 43 лотов лишь четыре не нашли покупателей, цена пяти превысила $5 млн, а один был продан дороже $20 млн. Эти показатели в очередной раз доказывают, что команда аукционного дома делает значительные успехи в деле привлечения на торги выдающихся произведений из крупных частных собраний. Хороший пример — появление на аукционе графического произведения Пабло Пикассо из коллекции Анн-Мари Абербах, вдовы музыкального издателя, работавшего с Элвисом Пресли. Выставленная с предварительной оценкой $1–1,5 млн «Спящая женщина» 1946 года в результате упорной борьбы в зале ушла с молотка за $9,9 млн. Выполненный углем рисунок Анри Матисса из той же коллекции продан за $4,8 млн при эстимейте $1,2–1,8 млн. Самым дорогим лотом стал «Красный дом» Питера Дойга, картина с обложки аукционного каталога, доставшаяся покупателю, участвовавшему в торгах по телефону, за $21 млн. Впечатляющая сумма, тем более что владелец (теперь уже бывший) приобрел работу на лондонском Christie’s в октябре 2008 года за $3,17 млн.

Энди Уорхол. «60 тайных вечерь». 1986. Оммаж Леонардо да Винчи продан за $60,9 млн. Фото: Christie'
Энди Уорхол. «60 тайных вечерь». 1986. Оммаж Леонардо да Винчи продан за $60,9 млн.
Фото: Christie'

Также на Phillips этим вечером нью-йоркский арт-дилер Нил Мельцер купил безымянную эмаль Кристофера Вула на алюминиевой пластине за $3,7 млн, а полотно Жан-Мишеля Баскиа на тему Хэллоуина, выставленное на торги фондом художника, досталось лондонскому дилеру Иниго Филбрику за $4,2 млн. Кроме того, были установлены рекорды цены на произведения Кармен Эрреры и Элиу Ойтисики.

Вечерний аукцион современного искусства Sotheby’s начался на несколько часов позже, в тот момент, когда у Phillips завершались торги по последним лотам. Суммарная выручка Sotheby’s составила $310,2 млн (Christie’s накануне заработал на современном искусстве лишь немногим больше, если не считать продажу Леонардо). Из 72 выставленных лотов покупателей не нашли лишь 3, а выручка выросла на 12% по сравнению с аналогичными торгами в ноябре 2016-го. Правда, 44 лота были подкреплены гарантиями, предоставленными либо Sotheby’s, либо третьими лицами.

«Голова женщины» 1977 года Роя Лихтенштейна была приобретена коллекционером из Европы по телефону за $24,5 млн, что почти вдвое превысило предварительную оценку в $10–15 млн. За работу в числе прочих торговалась Люси Митчелл-Иннес, совладелица нью-йоркской галереи Mitchell-Innes and Nash. «Это очень хорошая картина, но нельзя купить их все», — отметила она, покидая аукционный зал. В то же время шелкография на синем фоне «Мао» (1972) Энди Уорхола не вызвала интереса у участников аукциона и была продана единственному интересанту по стартовой цене за $32,4 млн. Два года назад другая версия «Мао» ушла на Sotheby’s за $47,5 млн. Аналогичной была и продажа «Трех этюдов Джорджа Дайера» 1966 года Фрэнсиса Бэкона: картина досталась телефонному участнику за $38,6 млн по старту. К счастью для продавца, она была подкреплена не только гарантиями аукционного дома, но и безвозвратной ставкой третьего лица.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+