18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей AЗ атаковали Дон Кихоты

№58
Материал из газеты

Герой Сервантеса, вдохновлявший художников разных эпох, в фокусе выставки в музее Анатолия Зверева

В фокусе выставки — образ Дона Кихота, который вдохновлял художников разных эпох. Дон Кихот Гюстава Доре — персонаж, скорее, комический. Впрочем, произведение Сервантеса и задумывалось как пародия на рыцарский роман, а Доре следовал тексту. Но уже Оноре Домье делает Дон Кихота фигурой трагической, трактуя образ идальго как благородного маргинала в эпоху, утратившую идеалы рыцарства. 

А вот Адольф Монтичелли, чья экспрессивная живопись столь вдохновляла Ван Гога, мятежный характер Дон Кихота передал в живописном месиве. 

Но если работы этих художников будут присутствовать на выставке виртуально, литографии Сальвадора Дали можно посмотреть в оригинале: 12 листов для выставки предоставил коллекционер Борис Фридман. 

Дали глубоко прочувствовал сюрреалистичную суть сюжета романа. Но, впрочем, он не был бы самим собой, если бы ограничился только иллюстрациями. Дали  стрелял по литографским камням из аркебуза XV века свинцовыми пулями, наполненными литографскими красками, — так началась далианская эра «пулизма». Дон Кихот у Дали таким образом сталкивался с параноидальными великанами, один из которых сидел в нем самом. И все-таки главный здесь рыцарь — Дон Кихот Анатолия Зверева, писавшего своего идальго с 1960-х на протяжении всей жизни. Двадцать пять произведений происходят из собрания Музея АЗ и частных коллекций. Рыцарь богемного образа, Зверев видел в Дон Кихоте свое альтер эго, хотя внешне больше напоминал Санчо Пансу. Вся жизнь Зверева, бесприютного гения, который вел борьбу со своими ветряными мельницами, была вызовом обывательской жизни. Образ зверевского Дон Кихота сводится порой до живописного пятна, в котором тем не менее нельзя не узнать знакомый персонаж: фигура рыцаря утопает в абстрактной массе, как будто полностью растворяясь в потоке событий — и лишь благодаря контуру становясь узнаваемой. Иногда жесткий силуэт сводится к знаку  — но перед нами Дон Кихот собственной персоной. За современную трактовку бессмертного образа на выставке отвечает Платон Инфанте, посвятивший рыцарю новую инсталляцию, которая займет целый этаж музея.  

Музей АЗ
Атака Дон Кихотов
23 ноября – 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+