18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музей AЗ атаковали Дон Кихоты

№58
Материал из газеты

Герой Сервантеса, вдохновлявший художников разных эпох, в фокусе выставки в музее Анатолия Зверева

В фокусе выставки — образ Дона Кихота, который вдохновлял художников разных эпох. Дон Кихот Гюстава Доре — персонаж, скорее, комический. Впрочем, произведение Сервантеса и задумывалось как пародия на рыцарский роман, а Доре следовал тексту. Но уже Оноре Домье делает Дон Кихота фигурой трагической, трактуя образ идальго как благородного маргинала в эпоху, утратившую идеалы рыцарства. 

А вот Адольф Монтичелли, чья экспрессивная живопись столь вдохновляла Ван Гога, мятежный характер Дон Кихота передал в живописном месиве. 

Но если работы этих художников будут присутствовать на выставке виртуально, литографии Сальвадора Дали можно посмотреть в оригинале: 12 листов для выставки предоставил коллекционер Борис Фридман. 

Дали глубоко прочувствовал сюрреалистичную суть сюжета романа. Но, впрочем, он не был бы самим собой, если бы ограничился только иллюстрациями. Дали  стрелял по литографским камням из аркебуза XV века свинцовыми пулями, наполненными литографскими красками, — так началась далианская эра «пулизма». Дон Кихот у Дали таким образом сталкивался с параноидальными великанами, один из которых сидел в нем самом. И все-таки главный здесь рыцарь — Дон Кихот Анатолия Зверева, писавшего своего идальго с 1960-х на протяжении всей жизни. Двадцать пять произведений происходят из собрания Музея АЗ и частных коллекций. Рыцарь богемного образа, Зверев видел в Дон Кихоте свое альтер эго, хотя внешне больше напоминал Санчо Пансу. Вся жизнь Зверева, бесприютного гения, который вел борьбу со своими ветряными мельницами, была вызовом обывательской жизни. Образ зверевского Дон Кихота сводится порой до живописного пятна, в котором тем не менее нельзя не узнать знакомый персонаж: фигура рыцаря утопает в абстрактной массе, как будто полностью растворяясь в потоке событий — и лишь благодаря контуру становясь узнаваемой. Иногда жесткий силуэт сводится к знаку  — но перед нами Дон Кихот собственной персоной. За современную трактовку бессмертного образа на выставке отвечает Платон Инфанте, посвятивший рыцарю новую инсталляцию, которая займет целый этаж музея.  

Музей АЗ
Атака Дон Кихотов
23 ноября – 1 апреля 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+