Русский музей открыл зал официоза

Зал официального искусства сталинской эпохи появился в Государственном Русском музее к 100-летию революции

Аркадий Пластов. Колхозный праздник. 1937. Фото: Государственный Русский музей
Аркадий Пластов. Колхозный праздник. 1937.
Фото: Государственный Русский музей

В зале № 86 в Корпусе Бенуа открыта постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов. До сих пор отдельные произведения Исаака Бродского, Александра Герасимова, Аркадия Пластова и других певцов соцреализма Государственный Русский музей выставлял в своих залах среди работ других художников первой половины XX века или на различных тематических временных выставках. Теперь в ГРМ появилось специальное пространство для такого рода искусства.

«Мы давно завидовали Третьяковке, у которой есть такой зал, — призналась в разговоре с корреспондентом TANR Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи конца XIX — начала XX века. — Официоз сталинского времени — особое искусство, которое трудно совместить с другими стилями и направлениями. Кроме того, в Русском музее совсем немного таких работ, так что одного зала оказалось вполне достаточно».

Сергей Коненков. Колхозница. Фото: Государственный Русский музей
Сергей Коненков. Колхозница.
Фото: Государственный Русский музей

Официальный соцреализм был главным искусством своего времени, его поддерживало государство, выдвигая как образец, его считали высшим достижением, заслуживающим всяческого поощрения. Именно такие картины открывали главные всесоюзные выставки, за них живописцы получали государственные награды и премии.

Зал № 86 долго готовили для постоянной экспозиции: много лет его использовали как техническое помещение, а после ремонта открыли как зал официального искусства 1930–1950-х годов. Для полноты впечатления даже стены покрасили в бодрящий кумачовый цвет. Сейчас здесь представлено всего пять картин и три скульптурные работы.

Самое масштабное произведение — «Гимн Октябрю» Александра Герасимова длиной 7 м — занимает центральную часть экспозиции. На картине изображено торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции: до отказа заполненный зал Большого театра внимает речи Сталина. И хотя на самом деле тогдашнее мероприятие отменили по соображениям безопасности, это не помешало Герасимову не только в деталях изобразить то, чего не было, но и получить за свою работу Сталинскую премию.

Постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов в зале № 86 в Корпусе Бенуа. Фото: Государственный Русский музей
Постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов в зале № 86 в Корпусе Бенуа.
Фото: Государственный Русский музей

Постулаты соцреализма требовали от художника «правдивость и историческую конкретность художественного изображения сочетать с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Таким образом, изобразительное искусство становилось важной частью тотального механизма пропаганды. И это со всей очевидностью иллюстрирует, например, картина Аркадия Пластова «Колхозный праздник», которую он создал к выставке «Индустрия социализма». Она написана с большим мастерством и знанием материала, но это не просто скромное крестьянское застолье с картошкой, огурцами и самоваром — над скудным деревенским столом реет портрет Сталина и транспарант с его крылатой фразой «Жить стало лучше, жить стало веселее». Все это превращает уличное застолье в символ торжества коллективизации и нового уклада советской деревни.

Многофигурные полотна в период бурного цветения соцреализма было принято создавать целыми творческими коллективами при участии и под руководством признанных мастеров. Образцом картины, созданной бригадным методом, и апофеозом такой «колхозной живописи» можно считать огромное полотно «Великому Сталину слава». Автором картины официально считается Юрий Кугач, но на практике ее создавала бригада молодых художников.

Из скульптуры в зале № 86, помимо «Хлеба» Веры Мухиной, представлены «Делегатка» Екатерины Персидской и «Колхозница» Сергея Коненкова.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+