18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей открыл зал официоза

Зал официального искусства сталинской эпохи появился в Государственном Русском музее к 100-летию революции

В зале № 86 в Корпусе Бенуа открыта постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов. До сих пор отдельные произведения Исаака Бродского, Александра Герасимова, Аркадия Пластова и других певцов соцреализма Государственный Русский музей выставлял в своих залах среди работ других художников первой половины XX века или на различных тематических временных выставках. Теперь в ГРМ появилось специальное пространство для такого рода искусства.

«Мы давно завидовали Третьяковке, у которой есть такой зал, — призналась в разговоре с корреспондентом TANR Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи конца XIX — начала XX века. — Официоз сталинского времени — особое искусство, которое трудно совместить с другими стилями и направлениями. Кроме того, в Русском музее совсем немного таких работ, так что одного зала оказалось вполне достаточно».

Официальный соцреализм был главным искусством своего времени, его поддерживало государство, выдвигая как образец, его считали высшим достижением, заслуживающим всяческого поощрения. Именно такие картины открывали главные всесоюзные выставки, за них живописцы получали государственные награды и премии.

Зал № 86 долго готовили для постоянной экспозиции: много лет его использовали как техническое помещение, а после ремонта открыли как зал официального искусства 1930–1950-х годов. Для полноты впечатления даже стены покрасили в бодрящий кумачовый цвет. Сейчас здесь представлено всего пять картин и три скульптурные работы.

Самое масштабное произведение — «Гимн Октябрю» Александра Герасимова длиной 7 м — занимает центральную часть экспозиции. На картине изображено торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции: до отказа заполненный зал Большого театра внимает речи Сталина. И хотя на самом деле тогдашнее мероприятие отменили по соображениям безопасности, это не помешало Герасимову не только в деталях изобразить то, чего не было, но и получить за свою работу Сталинскую премию.

Постулаты соцреализма требовали от художника «правдивость и историческую конкретность художественного изображения сочетать с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Таким образом, изобразительное искусство становилось важной частью тотального механизма пропаганды. И это со всей очевидностью иллюстрирует, например, картина Аркадия Пластова «Колхозный праздник», которую он создал к выставке «Индустрия социализма». Она написана с большим мастерством и знанием материала, но это не просто скромное крестьянское застолье с картошкой, огурцами и самоваром — над скудным деревенским столом реет портрет Сталина и транспарант с его крылатой фразой «Жить стало лучше, жить стало веселее». Все это превращает уличное застолье в символ торжества коллективизации и нового уклада советской деревни.

Многофигурные полотна в период бурного цветения соцреализма было принято создавать целыми творческими коллективами при участии и под руководством признанных мастеров. Образцом картины, созданной бригадным методом, и апофеозом такой «колхозной живописи» можно считать огромное полотно «Великому Сталину слава». Автором картины официально считается Юрий Кугач, но на практике ее создавала бригада молодых художников.

Из скульптуры в зале № 86, помимо «Хлеба» Веры Мухиной, представлены «Делегатка» Екатерины Персидской и «Колхозница» Сергея Коненкова.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+