18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русский бунт в Лондоне: в Галерее Саатчи открывается выставка о постсоветском акционизме

№58
Материал из газеты

Это уже четвертая выставка, спродюсированная российским коллекционером и меценатом Игорем Цукановым

Выставка «Художественный бунт. Постсоветский акционизм» пройдет в Галерее Саатчи (Saatchi Gallery) с 14 ноября по 24 декабря в рамках заключенного в 2012 году соглашения о сотрудничестве с фондом Игоря Цуканова Tsukanov Family Foundation. «Художественному бунту» в Галерее Саатчи предшествовали три проекта Цуканова, связанные с Россией и постсоветским пространством: «Разбивая лед. Московское искусство 1960–1980-х» (2012–2013), международная выставка «Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада» (2014–2015) и персональная выставка Айдан Салаховой «Откровения» (2016). 
Нынешний проект, по словам его куратора Марата Гельмана, не претендует на всеохватность. «Мы подходили к выбору художников очень придирчиво и не хотели рассказывать какую-то историю акционизма, потому что в Лондоне и в мире вообще детальные исторические экскурсы не очень хорошо работают», — объясняет Игорь Цуканов. 

В концепции выставки говорится, что автор в ней не менее интересен, чем его искусство, а сам проект рассказывает, скорее, о художниках, которые, попав в определенные обстоятельства, стали героями. 

«Мне интересно было показать двойственность художников (герой — клоун), — рассказал Гельман TANR. — Выставка строилась как высказывание художников и в сотрудничестве с ними». Примерно 75% работ были созданы специально к выставке. Олег Кулик, который сейчас часто обращается к своему раннему периоду, создал для «Художественного бунта» новое скульптурное произведение. Как родоначальник акционизма в России он стал одним из трех главных героев выставки. Еще два — Pussy Riot и Петр Павленский. Участвовать в выставке будут также и другие авторы, среди которых группа «Синие носы», АЕS + F, Арсен Савадов.

Последняя акция Павленского — поджог Банка Франции в Париже — для организаторов выставки стала сюрпризом, и включать ее в экспозицию они не планируют. По словам Гельмана, Павленский спроектировал свою часть заранее. «И мы не можем, да и не хотим вмешиваться в нее», — уточнил он.

Как сообщает газета Le Figaro, дожидаться суда Павленский будет в психиатрическом стационаре префектуры полиции.
Pussy Riot будут представлены не только документацией своих акций. Выступать девушки будут по отдельности. Надежда Толоконникова совместно с театральной группой Les Enfants Terribles сделала иммерсивный спектакль «Внутри Pussy Riot» об аресте и заключении после перформанса в храме Христа Спасителя. Мария Алехина покажет проект с Pussy Riot Theatre, в котором примут участие еще две участницы знаменитого панк-молебна. 

При подготовке к выставке не обошлось без скандала. Когда проект только анонсировали, еще один герой акционизма 1990-х Анатолий Осмоловский выступил с критикой кураторских методов Марата Гельмана и превентивным отказом участвовать в событии — хотя приглашать его к участию, по словам Гельмана, и не планировалось. В комментарии TANR Осмоловский заявил, что «Галерея Саатчи довольно давно превратилась в сливной бачок, там выставляют всякую ерунду». И добавил: «Это очередная экспортная история, и я в них участвовать не собираюсь».  

Справка

Игорь Цуканов
Коллекционер, основатель Tsukanov Family Foundation, инициатор выставки

Я считаю, что единственное направление в современном российском искусстве, которое известно, понятно и хорошо артикулировано, — это постсоветский акционизм, который начался в 1990-е годы, когда в связи с изменением социальной и экономической обстановки возник новый рынок и люди стали чувствовать себя неуверенно. Появился Олег Кулик со своими перформансами, посвященными индивидууму, который живет в довольно враждебной среде. Потом пришли и другие художники, и они естественно впитывали в себя окружающую атмосферу. Возникли Pussy Riot, Петр Павленский. Это искусство очень актуально, понятно и может быть очень естественно перенесено в западный дискурс, потому что это совершенно универсальные темы.

Еще…
Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+