В Музее-заповеднике «Царицыно» показывают русскую версию «тюркери»

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Модному в XIX веке ориентализму посвящена выставка «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840 годов»

Карл Брюллов. «Жены Гирея». Холст, масло. Фото: Всероссийский музей А.С.Пушкина
Карл Брюллов. «Жены Гирея». Холст, масло.
Фото: Всероссийский музей А.С.Пушкина

Более пяти сотен экспонатов — от живописи, графики, декоративно-прикладного искусства до театральных декораций и даже игральных карт — из 25 ведущих российских музеев, библиотек и частных собраний. Русскую версию — «тюркери» (фр. turquerie) —модного в XIX веке ориентализма, впервые покажут с таким размахом. В России он возник даже раньше, чем в Европе, в эпоху Екатерины II (1729–1796) на фоне русско-турецких ­войн. Художники знакомились с ближайшим восточным соседом не только в ходе военных кампаний, но и отправляясь на Восток в составе дипмиссий, как Иван Данилов и Григорий Сергеев, посетившие Константинополь в 1775 и 1793 годах. По их зарисовкам были созданы гравюры, которые на выставке можно сравнить с представленными здесь же «турецкими типами» в листах из европейских изданий конца XVII — первой половины XIX века, собранных Михаилом Ларионовым. В каждом разделе на выставке — своя тема. В «Живописном Константинополе», помимо произведений русских художников, можно увидеть и такие раритеты, как, например, усыпанные алмазами часы, драгоценную панагию или великолепную турецкую саблю (все — из собрания Музеев Московского Кремля). В разделе «Роскошь и нега Востока» рассказана история создания пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан». А главное живописное произведение здесь — картина Карла Брюллова «Жены Гирея», приехавшая из Всероссийского музея А.С.Пушкина в Петербурге. Тема «роскоши и неги» продолжается в разделах «Мода á la turque» и «Кейф по-турецки» — с восточными коврами, цветастыми тканями и шалями, портретами дам в тюрбанах, кальянами, трубками и курильницами.

Окрытие такой выставки в Царицыно не случайно. История строительства этого ансамбля началась с Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией 1774 года. В Москве на Ходынском поле в 1775 году устроили торжества в оформлении Василия Баженова, через год получившего от Екатерины II заказ и на постройку Царицына. О празднике на выставке напоминают бутафорские павильоны с Ходынки в зарисовках Матвея Казакова, ученика Баже­нова.  

Музей-заповедник «Царицыно»
Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре. 1760–1840
До 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+