18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Умерла Линда Нохлин

Феминистский арт-критик и историк искусства скончалась в возрасте 86 лет

Одной из самых известных работ Линды Нохлин стало эссе «Почему не было великих художниц?» (1971). Оно во многом определило не только карьеру историка искусства, в дальнейшем написавшей еще более сотни работ, но и развитие феминистской арт-критики на годы вперед. «Ничего, подобного феминистской истории искусств, не существовало, как все другие формы исторического дискурса, ее нужно было сконструировать», — писала Нохлин, и именно ей удалось положить начало этому направлению. В своем знаменитом эссе она предложила принципиально новый подход к ответу на вопрос, вынесенный в заглавие, заявив, что успех «гениальных» художников-мужчин объяснялся прежде всего системной поддержкой общественных институтов, многие века недоступной женщинам.

Благодаря Нохлин изменилась методология изучения классического искусства, до этого объяснявшая отсутствие громких женских имен природной неполноценностью женщин. Несмотря на признание, что великих художниц в истории старого искусства действительно не было, в 1976 году Линда Нохлин и Энн Сазерленд Харрис организовали выставку «Художницы 1550–1950» в Художественном музее округа Лос-Анджелес. Для многих именно эта экспозиция стала первым знакомством с работами Ангелики Кауфман, Артемизии Джентилески, Элизабет Виже-Лебрен и других художниц.

Феминистской критикой интересы Нохлин не ограничивались. Она окончила нью-йоркский Колледж Вассара (в то время женский) по специальности «философия» со специализациями по греческому языку и истории искусств. Магистерскую степень по английскому языку получила в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а докторскую степень по истории искусств — в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. Свою диссертацию Нохлин посвятила Гюставу Курбе, поскольку, по ее словам, тогда ей хотелось «поработать над чем-то антимаккартистским, чем-то левым». В 1988 году именно она впервые показала публике самую скандальную работу художника — «Происхождение мира» (1866) на выставке «Переосмысленный Курбе» в Бруклинском музее.

Помимо упомянутого эссе «Почему не было великих художниц?», среди наиболее важных работ Линды Нохлин — «Реализм» (1971), «Женщины, искусство и власть» (1988), «Политика видения» (1991), «Тело по частям: фрагмент как метафора современности» (2001), «Купальщики, тела, красота» (2006) и книга «Нищета», посвященная феномену нищеты в искусстве XIX века.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+