18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умерла Линда Нохлин

Феминистский арт-критик и историк искусства скончалась в возрасте 86 лет

Одной из самых известных работ Линды Нохлин стало эссе «Почему не было великих художниц?» (1971). Оно во многом определило не только карьеру историка искусства, в дальнейшем написавшей еще более сотни работ, но и развитие феминистской арт-критики на годы вперед. «Ничего, подобного феминистской истории искусств, не существовало, как все другие формы исторического дискурса, ее нужно было сконструировать», — писала Нохлин, и именно ей удалось положить начало этому направлению. В своем знаменитом эссе она предложила принципиально новый подход к ответу на вопрос, вынесенный в заглавие, заявив, что успех «гениальных» художников-мужчин объяснялся прежде всего системной поддержкой общественных институтов, многие века недоступной женщинам.

Благодаря Нохлин изменилась методология изучения классического искусства, до этого объяснявшая отсутствие громких женских имен природной неполноценностью женщин. Несмотря на признание, что великих художниц в истории старого искусства действительно не было, в 1976 году Линда Нохлин и Энн Сазерленд Харрис организовали выставку «Художницы 1550–1950» в Художественном музее округа Лос-Анджелес. Для многих именно эта экспозиция стала первым знакомством с работами Ангелики Кауфман, Артемизии Джентилески, Элизабет Виже-Лебрен и других художниц.

Феминистской критикой интересы Нохлин не ограничивались. Она окончила нью-йоркский Колледж Вассара (в то время женский) по специальности «философия» со специализациями по греческому языку и истории искусств. Магистерскую степень по английскому языку получила в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а докторскую степень по истории искусств — в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. Свою диссертацию Нохлин посвятила Гюставу Курбе, поскольку, по ее словам, тогда ей хотелось «поработать над чем-то антимаккартистским, чем-то левым». В 1988 году именно она впервые показала публике самую скандальную работу художника — «Происхождение мира» (1866) на выставке «Переосмысленный Курбе» в Бруклинском музее.

Помимо упомянутого эссе «Почему не было великих художниц?», среди наиболее важных работ Линды Нохлин — «Реализм» (1971), «Женщины, искусство и власть» (1988), «Политика видения» (1991), «Тело по частям: фрагмент как метафора современности» (2001), «Купальщики, тела, красота» (2006) и книга «Нищета», посвященная феномену нищеты в искусстве XIX века.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+