18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Умерла Линда Нохлин

Феминистский арт-критик и историк искусства скончалась в возрасте 86 лет

Одной из самых известных работ Линды Нохлин стало эссе «Почему не было великих художниц?» (1971). Оно во многом определило не только карьеру историка искусства, в дальнейшем написавшей еще более сотни работ, но и развитие феминистской арт-критики на годы вперед. «Ничего, подобного феминистской истории искусств, не существовало, как все другие формы исторического дискурса, ее нужно было сконструировать», — писала Нохлин, и именно ей удалось положить начало этому направлению. В своем знаменитом эссе она предложила принципиально новый подход к ответу на вопрос, вынесенный в заглавие, заявив, что успех «гениальных» художников-мужчин объяснялся прежде всего системной поддержкой общественных институтов, многие века недоступной женщинам.

Благодаря Нохлин изменилась методология изучения классического искусства, до этого объяснявшая отсутствие громких женских имен природной неполноценностью женщин. Несмотря на признание, что великих художниц в истории старого искусства действительно не было, в 1976 году Линда Нохлин и Энн Сазерленд Харрис организовали выставку «Художницы 1550–1950» в Художественном музее округа Лос-Анджелес. Для многих именно эта экспозиция стала первым знакомством с работами Ангелики Кауфман, Артемизии Джентилески, Элизабет Виже-Лебрен и других художниц.

Феминистской критикой интересы Нохлин не ограничивались. Она окончила нью-йоркский Колледж Вассара (в то время женский) по специальности «философия» со специализациями по греческому языку и истории искусств. Магистерскую степень по английскому языку получила в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а докторскую степень по истории искусств — в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. Свою диссертацию Нохлин посвятила Гюставу Курбе, поскольку, по ее словам, тогда ей хотелось «поработать над чем-то антимаккартистским, чем-то левым». В 1988 году именно она впервые показала публике самую скандальную работу художника — «Происхождение мира» (1866) на выставке «Переосмысленный Курбе» в Бруклинском музее.

Помимо упомянутого эссе «Почему не было великих художниц?», среди наиболее важных работ Линды Нохлин — «Реализм» (1971), «Женщины, искусство и власть» (1988), «Политика видения» (1991), «Тело по частям: фрагмент как метафора современности» (2001), «Купальщики, тела, красота» (2006) и книга «Нищета», посвященная феномену нищеты в искусстве XIX века.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+