18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ТАСС уполномочен предъявить свой оцифрованный архив

№58
Материал из газеты

В Манеже покажут полную фотоисторию страны за более чем полвека. Свыше тысячи отобранных для выставки фотографий, снятых с 1920‑х до конца 1980-х годов, — лишь малая часть 860 тыс. оцифрованных изображений из гигантского архива ТАСС

«Подготовка к выставке „Главные кадры“ продолжалась полгода, — рассказывает куратор этого мегапроекта Нина Гомиашвили, — но она вполне могла затянуться на год-полтора. Это бездонный архив. Поскольку его оцифровали, я бы могла работать с ним в любой точке мира, но выбрала именно физический архив, со старыми деревянными ящиками: мне хотелось в прямом смысле дотронуться до первоисточника. Самым трудным был не выбор конкретных снимков и имен, а создание истории, сценария, по которым бы жил проект».

В итоге куратор сделала экспозицию, отталкиваясь от того, как снимки расположены в реальном архиве ТАСС — по директориям и темам. 

В советские времена ТАСС хоть и был идеологически ангажированным агентством, но именно здесь работали практически все самые профессиональные и талантливые фотографы страны. Евгений Халдей, Эммануил Евзерихин, Наум Грановский, Василий Егоров, Марк Редькин, Николай Кулешов, Лев Портер, Вадим Ковригин — эти фотокоры ТАСС стали классиками советской фотографии, которым удавалось превратить в шедевр самый унылый заказной сюжет. Одни фотографии после публикации сразу становились всенародно известными, другие десятилетиями лежали в архиве. Часть золотого фонда фотографии так и осталась в списке «НДП», что означало «Не для печати».

Большинство кадров, отобранных на выставку, как раз из тех, что никогда ранее не публиковались, хотя есть здесь и очень знаменитые. 

Среди хитов — неформальные снимки Леонида Брежнева, сделанные личным фотографом генсека Владимиром Мусаэльяном во время его прогулки на катере в Крыму. Дорогой Леонид Ильич в темных очках, подставляющий голову ветру, здесь больше напоминает голливудскую звезду, чем генерального секретаря ЦК КПСС. Технический прогресс и архаика столкнулись на снимке Эдгара Брюханенко, снявшего таймырского охотника в национальном костюме в окружении оленей на фоне новейшего самолета полярной авиации. «Биоманипулятор с книгой» Льва Портера сегодня кажется снятым в лучших традициях триллера — кадру, в котором протез протягивает книгу человеку, мог бы позавидовать сам король хоррора Альфред Хичкок. В экспозицию вошли и снимки Великой Отечественной войны, и стройки промышленных гигантов, и покорение Арктики и космоса, спортивные победы. Впрочем, летопись ТАСС от «Ильича до Ильича» на выставке даст не только официальную картинку жизни в СССР, но и покажет «социализм с человеческим лицом». Фотография на этот раз не будет безмолвствовать: в выставочных залах будут транслироваться монологи самих фотографов, рассказывающих, как появился тот или другой кадр, сегодня ставший историей.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
Главные кадры
1 – 24 ноября

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+