18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

ТАСС уполномочен предъявить свой оцифрованный архив

№58
Материал из газеты

В Манеже покажут полную фотоисторию страны за более чем полвека. Свыше тысячи отобранных для выставки фотографий, снятых с 1920‑х до конца 1980-х годов, — лишь малая часть 860 тыс. оцифрованных изображений из гигантского архива ТАСС

«Подготовка к выставке „Главные кадры“ продолжалась полгода, — рассказывает куратор этого мегапроекта Нина Гомиашвили, — но она вполне могла затянуться на год-полтора. Это бездонный архив. Поскольку его оцифровали, я бы могла работать с ним в любой точке мира, но выбрала именно физический архив, со старыми деревянными ящиками: мне хотелось в прямом смысле дотронуться до первоисточника. Самым трудным был не выбор конкретных снимков и имен, а создание истории, сценария, по которым бы жил проект».

В итоге куратор сделала экспозицию, отталкиваясь от того, как снимки расположены в реальном архиве ТАСС — по директориям и темам. 

В советские времена ТАСС хоть и был идеологически ангажированным агентством, но именно здесь работали практически все самые профессиональные и талантливые фотографы страны. Евгений Халдей, Эммануил Евзерихин, Наум Грановский, Василий Егоров, Марк Редькин, Николай Кулешов, Лев Портер, Вадим Ковригин — эти фотокоры ТАСС стали классиками советской фотографии, которым удавалось превратить в шедевр самый унылый заказной сюжет. Одни фотографии после публикации сразу становились всенародно известными, другие десятилетиями лежали в архиве. Часть золотого фонда фотографии так и осталась в списке «НДП», что означало «Не для печати».

Большинство кадров, отобранных на выставку, как раз из тех, что никогда ранее не публиковались, хотя есть здесь и очень знаменитые. 

Среди хитов — неформальные снимки Леонида Брежнева, сделанные личным фотографом генсека Владимиром Мусаэльяном во время его прогулки на катере в Крыму. Дорогой Леонид Ильич в темных очках, подставляющий голову ветру, здесь больше напоминает голливудскую звезду, чем генерального секретаря ЦК КПСС. Технический прогресс и архаика столкнулись на снимке Эдгара Брюханенко, снявшего таймырского охотника в национальном костюме в окружении оленей на фоне новейшего самолета полярной авиации. «Биоманипулятор с книгой» Льва Портера сегодня кажется снятым в лучших традициях триллера — кадру, в котором протез протягивает книгу человеку, мог бы позавидовать сам король хоррора Альфред Хичкок. В экспозицию вошли и снимки Великой Отечественной войны, и стройки промышленных гигантов, и покорение Арктики и космоса, спортивные победы. Впрочем, летопись ТАСС от «Ильича до Ильича» на выставке даст не только официальную картинку жизни в СССР, но и покажет «социализм с человеческим лицом». Фотография на этот раз не будет безмолвствовать: в выставочных залах будут транслироваться монологи самих фотографов, рассказывающих, как появился тот или другой кадр, сегодня ставший историей.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
Главные кадры
1 – 24 ноября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+